Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

Раздел третий. «ОТЧИЗНА МАЛАЯ МОЯ, МОЯ СУДЬБА, МОЯ ПУСТЫНЯ...» Обозначу коротко основные вехи того, что им сделано. Более двадцати лет работы на атомном флоте — морской, арктической. Десятилетняя вахта на посту ответственного секретаря Мурманского отделения Союза писателей Рос­ сии. Книги Маслова вошли в золотой фонд русской литературы XX века. Он стоял у истоков возрождения в России Дня славянской письменности и куль­ туры. Благодаря Маслову появился в Мурманске памятник создателям сла­ вянской письменности святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Но, может быть, главным подвигом, главным деянием было то, что он су­ мел стать, сумел остаться по-настоящему верующим, православным не только по рождению, но и по образу жизни. Искренняя, живая вера стала итогом напряжённейшего многолетнего духовного поиска. Маслов сумел всем суще­ ством русского писателя, русского человека почувствовать, понять, что имен­ но православие —основа великой русской культуры (и литературы особен­ но), что неверующий отрезает себя от духовных корней народа и соответ­ ственно ничего не способен сделать для возрождения России. Ниточкой путеводной или, лучше сказать, путеводной звездой, приведшей его к вере, была любовь к родине —большой и малой. Кажется непонятным, каким образом из патриотизма может вырасти высокое христианское чувство. Но вдумаемся в слова Ивана Ильина352: «Для того, чтобы найти свою Родину и слиться с ней чувством, и волею, и жизнью, необходимо жить духом и бе­ речь его в себе и далее необходимо осуществить патриотическое самосозна­ ние... то есть, например... признать, что... мой путь к духу есть путь моей Роди­ ны; её восхождение к Духу и Богу есть моё восхождение, ибо я тождествен с нею и неотрывен от неё в духовной жизни» (см. примечания, п. 1). Вот одна из последних записей в дневнике Маслова, найденная уже после его смерти: «Мир тесен, а время, кажется, ещё теснее. Иоанн Кронштадтский — в келье моей... Мама осталась у бабушки Агриппины —одна из пяти сирот, старшему — восемь лет. Стали жить в людях и на людях. Одна —домашничать, другие — к Афанасии Степановне, соседке бездетной —спать; боялась Афанасия Степа­ новна одна спать, когда Елисея, мужа её, дома не стало... А Поля, Пелагея Никифоровна (сестра матери Виталия Семёновича. —Д. Е.), была взята в Кельи —совсем маленькой там жила. А Кельи Сёмжинские —от Ущельского монастыря353. А Ущельский монастырь содержался иждивением отца Иоанна. То есть, вот так конкретно помогал он моей матери выжить и вырасти... Неис­ поведимы пути...». Ещё пример: «Единственным было в деревне... имя покорного вашего слу­ ги... единственным за всё время её существования. Спрашиваю отца, откуда моё имя. Ответил тата: — Судно у нас такое было —“Виталий”, плавал на нём. Потом я выяснил: судно было названо в честь соловецкого инока» [I, с. 41 / Всё национальное своеобразие русского характера, вся тысячелетняя исто­ рия Отечества нашего имеют основой православие. Слово «отечество» ныне почти повсеместно вытеснено из употребления, заменено словом «родина». Не потому ли, что напоминает оно не только о земных наших праотцах, но и об Отце Небесном; не только патриотизма, но и веры тоже касается краеш­ ком? Впрочем, что в России не касается веры... Недаром Достоевский знак 2 4 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz