Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА Ценителей и ревнителей русского языка сейчас появится много, президент и правительство России выступают с программами более серьёзного его изу­ чения —борются за его чистоту, и это правильно; но мы знаем, что в нашей стране всегда за что-то борются и не всегда успешно. Полезнее было бы чи­ тать на уроках литературы настоящую прозу и учить наших детей любить и ценить русское слово, мастером которого был В. С. Маслов. Судьба художественного творчества Маслова сейчас во многом зависит от всех нас: кого он вдохновлял и с кем работал; тех, кого он учил, тех, кому дал путёвку в литературную жизнь. А его произведения, бесспорно, должны зву­ чать и изучаться на уроках литературы и в системе среднего, и в системе высшего образования. Дмитрий Ермолаев Православие в жизни и творчестве Виталия Маслова За несколько часов до смерти Гавриил Романович Державин350 вывел сла­ беющей рукой на грифельной доске последнее стихотворение: Река времён в своём стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остаётся Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрётся И общей не уйдёт судьбы. То есть, всё на земле подвержено тлену, смертно. В том числе и произведе­ ния искусства. Вечна одна душа человеческая. Вспомним об этом, оглядываясь на жизненный и творческий путь Виталия Семёновича Маслова (1935—2001). Он был большим писателем. Святой праведный Иоанн Кронштадтский351 отмечал у писателей два основных, почти невольных, греха: постоянный суд (осуждение, оценка) людей, событий и грех самомнения: «Я сделал, я напи­ сал, я сотворил...». Современному человеку, особенно работающему в сфере творческой, в ис­ кусстве, непросто осознать свою греховность. Ещё труднее, отринув гордыню, прийти в храм, смиренно умоляя Бога о спасении. Куда проще (этому способ­ ствует весь нынешний обезбоженный, обезображенный мир) тешить тщесла­ вие иллюзией собственной значимости, «бессмертия» художника в его произ­ ведениях. Немногие, перешагнув через соблазны, поднимаются выше —к пра­ вославию, к Богу. Виталий Маслов из числа этих немногих. 2 4 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz