Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.
ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА в XXI веке, продолжает читать интеллигентная часть общества, ну и школь ники, студенчество в силу необходимости. Современную русскую и зарубеж ную литературу с условным названием «серьёзная» читают всего лишь 3-4%. Если говорить о чтении литературы нашего края, Мурманской области, то ситуация выглядит более благоприятно. Я думаю, что в процентах эти цифры никто не высчитывал, но благодаря просветительской деятельности библио тек, Союза писателей России, усилиям образовательных учреждений имена наших поэтов и писателей на слуху, их произведения знают, читают, у них есть своя читательская аудитория. Если рассуждать о судьбе литературного наследия Виталия Семёновича Маслова, то, с одной стороны, она успешная, его слава бесспорна, его произве дения напечатаны, изданы большими тиражами и в мурманских, и в столич ных издательствах; с другой стороны —его книги сейчас не читают или чита ют как классику литературного краеведения, изучая и анализируя произведе ния на уроках и лекциях в учебных заведениях. Правильнее было бы сказать, что его имя уже заняло своё место в истории русской литературы, но для читателя его произведения — нелёгкий труд, требующий и духовных, и ум ственных усилий. Дело в том, что проза Маслова трудна для восприятия, а когда только на чинались его первые шаги в литературе, критика особо отмечала сложность его текстов из-за самозабвенного использования диалектной лексики. Виталий Семёнович удивительно органично чувствовал язык, он любил и боготворил слово, оно было для него святым. Все литературоведы, писавшие о творчестве Виталия Семёновича, осознавали поморские корни этого дара. Доказательством является мнение о его творчестве писателя Владимира Ли- чутина. Владимира Личутина можно назвать единомышленником, соратни ком Маслова, он считал, что наш язык «скуден и нищ», что можно позавидо вать невзрачной затрапезной старушонке, у которой слово «родит, и без вся кого надрыва и лихорадочного пота рождает она такие образы, которые нам и не снились». Виталий Семёнович и сражался за каждое слово, у него появи лись свои критики, помогавшие ему осваивать писательское ремесло. Мы при выкли к Маслову, выступающему в роли редактора, рецензента, советчика, но было время, когда в советах нуждался он сам. Писатель Семён Шуртаков говорил молодому прозаику Маслову о важ ном умении «читать написанное тобой не только своим, авторским, но и сто ронним глазом». Шуртаков чутко уловил живую поморскую природу дарова ния Маслова и даже оправдывал молодого прозаика: «При всём богатстве и разнообразии лексики Маслов её не выискивает, не придумывает ту же “быс- терь” или какую-нибудь “голубель” —он просто по-другому сказать не может. Северяне говорят “быстерь”, а голубику зовут “голубелью” — зачем же ему “олитературивать” эти слова? Автор просто хорошо помнит язык народа, сре ди которого вырос, и хочет донести этот народный язык до читателя со всей его красочностью и звучностью. Похвально стремление автора передать не повторимость родных мест не только в пейзаже, не только в обрисовке обра зов своих земляков и воспроизведении их речевой стихии, но и через местные слова и словечки, местные названия и даже через произношение. И пусть даже в разговорной речи станется “омманывать”, а не “обманывать”, пусть 2 4 0
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz