Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА лов. Предлагал поехать в Москву. Я не знаю... Все возвращается “на круги своя”?» В Маслове притягивала его человечность, которая все равно проступала сквозь редкие порывы эмоций. Но разве не поразительно его отношение ко мне, тогдашнему аспиранту, когда, прочитывая за неделю сотни страниц тек­ ста по своей основной работе, он не забывал о теме моей кандидатской дис­ сертации и если что-нибудь находил, звонил и приглашал. Его человечность —и в издательской поддержке. Мои первые книги выш­ ли благодаря Виталию Семёновичу. Но не один я такой был у Маслова! Его человечность —и в скромности. Помню, как, прибежав из школы (когда еще был школьником) в масловский кабинет на улице Полярные Зори, я выпа­ лил: «Виталий Семёнович, про Вас в учебнике литературы для 11 класса написа­ но!». Но к моему тогда удивлению информацией этой он не заинтересовался (по крайней мере внешне) —только отмахнулся: «Ну написали —так написали». А вот еще случаи. В 1993 году я пригласил' Маслова в нашу школу на открытый урок литературы. Мы с учительницей Т. К. Глуховой и тему краси­ вую придумали «Писатели открывают Север». Ждали, готовились. А была зима, школьники во дворе снежками бросались. И один из них угодил в шед­ шего мне навстречу Маслова. Думаю: вот ЧП, сейчас обидится! Но ничего подобного: Маслов быстро слепил свой снежок и бросил в горе-нападавшего. Вот смеху было... Не забыть человеческой, почти отеческой заботы Маслова и о лауреатах конкурса «Храмы России» в Москве, куда нас привезли, чтобы в присутствии академиков Российской академии наук вручить медали Фонда славянской письменности и культуры. Представьте себе мое волнение, когда, будучи сту­ дентом первого курса исторического факультета, я увидел нашего крупней­ шего историка Бориса Александровича Рыбакова346 (чьи труды мы усиленно конспектировали), имел счастье поговорить с ним и взять автограф... Я привел все эти факты из своей жизни для того, чтобы за словами «обще­ ственный деятель Маслов» мы увидели не политикана или теоретика, а насто­ ящего радетеля культуры, человека, окрепшего духом и мудростью. Да и само слово «славянофил» применительно к Маслову требует оговор­ ки. Славянофильство в масловском варианте несколько отличалось от его первоначальной формы первой половины XIX века: у Маслова было меньше политики и больше культуры. Я никогда не слышал от него о необходимости восстановления самодержавия в России, но постоянно напоминал он о важ­ ности сосуществования славянской культуры’с другими культурами. Идея взаимообогащения культур нашла выражение, в частности, в организованных Масловым Дне саамского слова, Дне языка коми, Дне финской литературы. И все же центральным в масловских построениях оказывалась идея пан­ славизма. Еще в 1974 году он записал: «Сознание необходимости единства всех славянских земель никогда не должно покидать нас. Всегда надо помнить, думать, напоминать об этом и воспитывать на этом». В 1970—1980-е годы эти идеи не могли быть озвучены из-за отсутствия в стране свободы слова. С ее появлением, в 1990-е годы, возникло множество политических конкурентов, на фоне политтехнологий которых славянофиль­ ская платформа явно терялась. И Маслов чувствовал это. Еще одной, каза­ лось, неразрешимой проблемой стало взаимоотношение с властью. Маслову 2 3 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz