Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.
ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА лов. Предлагал поехать в Москву. Я не знаю... Все возвращается “на круги своя”?» В Маслове притягивала его человечность, которая все равно проступала сквозь редкие порывы эмоций. Но разве не поразительно его отношение ко мне, тогдашнему аспиранту, когда, прочитывая за неделю сотни страниц тек ста по своей основной работе, он не забывал о теме моей кандидатской дис сертации и если что-нибудь находил, звонил и приглашал. Его человечность —и в издательской поддержке. Мои первые книги выш ли благодаря Виталию Семёновичу. Но не один я такой был у Маслова! Его человечность —и в скромности. Помню, как, прибежав из школы (когда еще был школьником) в масловский кабинет на улице Полярные Зори, я выпа лил: «Виталий Семёнович, про Вас в учебнике литературы для 11 класса написа но!». Но к моему тогда удивлению информацией этой он не заинтересовался (по крайней мере внешне) —только отмахнулся: «Ну написали —так написали». А вот еще случаи. В 1993 году я пригласил' Маслова в нашу школу на открытый урок литературы. Мы с учительницей Т. К. Глуховой и тему краси вую придумали «Писатели открывают Север». Ждали, готовились. А была зима, школьники во дворе снежками бросались. И один из них угодил в шед шего мне навстречу Маслова. Думаю: вот ЧП, сейчас обидится! Но ничего подобного: Маслов быстро слепил свой снежок и бросил в горе-нападавшего. Вот смеху было... Не забыть человеческой, почти отеческой заботы Маслова и о лауреатах конкурса «Храмы России» в Москве, куда нас привезли, чтобы в присутствии академиков Российской академии наук вручить медали Фонда славянской письменности и культуры. Представьте себе мое волнение, когда, будучи сту дентом первого курса исторического факультета, я увидел нашего крупней шего историка Бориса Александровича Рыбакова346 (чьи труды мы усиленно конспектировали), имел счастье поговорить с ним и взять автограф... Я привел все эти факты из своей жизни для того, чтобы за словами «обще ственный деятель Маслов» мы увидели не политикана или теоретика, а насто ящего радетеля культуры, человека, окрепшего духом и мудростью. Да и само слово «славянофил» применительно к Маслову требует оговор ки. Славянофильство в масловском варианте несколько отличалось от его первоначальной формы первой половины XIX века: у Маслова было меньше политики и больше культуры. Я никогда не слышал от него о необходимости восстановления самодержавия в России, но постоянно напоминал он о важ ности сосуществования славянской культуры’с другими культурами. Идея взаимообогащения культур нашла выражение, в частности, в организованных Масловым Дне саамского слова, Дне языка коми, Дне финской литературы. И все же центральным в масловских построениях оказывалась идея пан славизма. Еще в 1974 году он записал: «Сознание необходимости единства всех славянских земель никогда не должно покидать нас. Всегда надо помнить, думать, напоминать об этом и воспитывать на этом». В 1970—1980-е годы эти идеи не могли быть озвучены из-за отсутствия в стране свободы слова. С ее появлением, в 1990-е годы, возникло множество политических конкурентов, на фоне политтехнологий которых славянофиль ская платформа явно терялась. И Маслов чувствовал это. Еще одной, каза лось, неразрешимой проблемой стало взаимоотношение с властью. Маслову 2 3 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz