Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА ресовало историческое краеведение, научно-практическая работа. С особым интересом он наблюдал за исследовательскими работами молодых. Подтвер­ ждение этому —организация и проведение детско-юношеского конкурса «Хра­ мы России». В. С. Маслов контактировал с этим издательством и как автор. Во втором номере журнала за 1997 год была опубликована его статья «На другом бере­ гу». Эта небольшая по объему работа отличается глубиной и сердечностью повествования, проникнута любовью и болью за свою малую Родину. «В третий раз, —вспоминал И. Б. Циркунов, —писатель Маслов уже пол­ ностью “завладел” номером журнала. Правда, он сделал это посмертно. В ше­ стом номере журнала “Наука и бизнес на Мурмане” за 2002 год, который пол­ ностью посвящён памяти Виталия Семёновича Маслова, опубликованы ста­ тьи, воспоминания и стихотворения родственников, друзей и почитателей таланта писателя. Но важней всего —это публикации самого Маслова. В жур­ нале напечатаны хорошо известные его произведения —рассказы “Зырянова бумага”, “В тундре”, “Верность”. Наряду с известными произведениями опуб­ ликованы и менее распространенные —лирический очерк “Жить Сёмже или не жить?”, “Первый капитан”, отрывок из неопубликованного романа “Искуп­ ление”. Но что всего интересней —это стихотворения Виталия Семёновича, ранее изданные в газете “Мурманский вестник”. В этой посмертной публика­ ции Виталий Семёнович открывается читателю как тонкий поэт-лирик. И это не удивительно, т. к. многие произведения писателя глубоко лиричны и близ­ ки особому певучему поморскому поэтическому слогу». Продолжая тему о том, что Маслов был человеком дела, приведём еще два факта. Один из сферы общественной жизни, другой —из области служебной деятельности. В 2006 году отмечалось 20-летие праздника День славянской письменнос­ ти. Говорилось и о той роли, которую сыграл во всей этой истории В. С. Мас­ лов. Но никто не подчеркнул, что за эту идею писатель боролся еще с 70-х годов. В книге «На костре моего греха» он вспоминает об этом: как пытался пробить идею с помощью журналистов, как беседовал об этом в Москве с одним из руководителей Союза писателей — А. Д. Дементьевым338 (именно ему принадлежит выражение: «Трески на Севере не стало —романисты кося­ ком пошли»), как его поддержал С. И. Шуртаков, как помогал Виктор Тимо­ феев. И так вплоть до 24 мая 1986 года. Что же касается работы на атомоходе, то Маслов стал рассказывать об этом только тогда, когда сошёл на берег: и о том, какова была обстановка в Арктике и на атомоходе, и о том, какие взаимоотношения были на ледоколе, о своих неладах с помполитом, и о том, как он участвовал в выпуске стенгазеты. Ледо- колыцик А. Е. Кастерин как-то говорил, что если капитан Б. М. Соколов был как бы головой экипажа, то Маслов —его душой. Терпеть не могли они фаль­ ши. Можно было оступиться в экипаже, но никогда никому они не рубили головы, если человек сознавал свою вину. Маслов был большим просветите­ лем на ледоколе... Как публицист, В. С. Маслов не чурался никаких злободневных тем. Он до конца жизни остался славянофилом (и гордился этим!) и защитником право­ славия от сектантов и западных миссионеров («с гитарами»). Он выступал 2 3 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz