Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.
ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА ресовало историческое краеведение, научно-практическая работа. С особым интересом он наблюдал за исследовательскими работами молодых. Подтвер ждение этому —организация и проведение детско-юношеского конкурса «Хра мы России». В. С. Маслов контактировал с этим издательством и как автор. Во втором номере журнала за 1997 год была опубликована его статья «На другом бере гу». Эта небольшая по объему работа отличается глубиной и сердечностью повествования, проникнута любовью и болью за свою малую Родину. «В третий раз, —вспоминал И. Б. Циркунов, —писатель Маслов уже пол ностью “завладел” номером журнала. Правда, он сделал это посмертно. В ше стом номере журнала “Наука и бизнес на Мурмане” за 2002 год, который пол ностью посвящён памяти Виталия Семёновича Маслова, опубликованы ста тьи, воспоминания и стихотворения родственников, друзей и почитателей таланта писателя. Но важней всего —это публикации самого Маслова. В жур нале напечатаны хорошо известные его произведения —рассказы “Зырянова бумага”, “В тундре”, “Верность”. Наряду с известными произведениями опуб ликованы и менее распространенные —лирический очерк “Жить Сёмже или не жить?”, “Первый капитан”, отрывок из неопубликованного романа “Искуп ление”. Но что всего интересней —это стихотворения Виталия Семёновича, ранее изданные в газете “Мурманский вестник”. В этой посмертной публика ции Виталий Семёнович открывается читателю как тонкий поэт-лирик. И это не удивительно, т. к. многие произведения писателя глубоко лиричны и близ ки особому певучему поморскому поэтическому слогу». Продолжая тему о том, что Маслов был человеком дела, приведём еще два факта. Один из сферы общественной жизни, другой —из области служебной деятельности. В 2006 году отмечалось 20-летие праздника День славянской письменнос ти. Говорилось и о той роли, которую сыграл во всей этой истории В. С. Мас лов. Но никто не подчеркнул, что за эту идею писатель боролся еще с 70-х годов. В книге «На костре моего греха» он вспоминает об этом: как пытался пробить идею с помощью журналистов, как беседовал об этом в Москве с одним из руководителей Союза писателей — А. Д. Дементьевым338 (именно ему принадлежит выражение: «Трески на Севере не стало —романисты кося ком пошли»), как его поддержал С. И. Шуртаков, как помогал Виктор Тимо феев. И так вплоть до 24 мая 1986 года. Что же касается работы на атомоходе, то Маслов стал рассказывать об этом только тогда, когда сошёл на берег: и о том, какова была обстановка в Арктике и на атомоходе, и о том, какие взаимоотношения были на ледоколе, о своих неладах с помполитом, и о том, как он участвовал в выпуске стенгазеты. Ледо- колыцик А. Е. Кастерин как-то говорил, что если капитан Б. М. Соколов был как бы головой экипажа, то Маслов —его душой. Терпеть не могли они фаль ши. Можно было оступиться в экипаже, но никогда никому они не рубили головы, если человек сознавал свою вину. Маслов был большим просветите лем на ледоколе... Как публицист, В. С. Маслов не чурался никаких злободневных тем. Он до конца жизни остался славянофилом (и гордился этим!) и защитником право славия от сектантов и западных миссионеров («с гитарами»). Он выступал 2 3 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz