Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

Раздел третий. «ОТЧИЗНА МАЛАЯ МОЯ, МОЯ СУДЬБА, МОЯ ПУСТЫНЯ... вых книг «Крутая Дресва» и «Круговая порука», так было и в последующие годы. В негативном плане вспоминаются секретари обкома КПСС А. Н. Ряб­ ков и Н. В. Беляев, зав. сектором печати К. В. Полтев и директор издательства Конева335. Нелестно пишет Маслов и о Э. М. Рехимкулове336, и старом редак­ торе «Вечернего Мурманска»337 (за «подленькую статью» против Славянского хода). Не жаловал писатель и Облсовпроф с Облрыболовпотребсоюзом. Но зато как тщательно описывает Маслов пространство дел своих героев! В его произведениях мы видим настоящий культ «Дома»: «Люди на земле себя утверждали и домом тоже —дом, как памятник, после себя оставляли» («окна —к реке, а река —в окнах»). Этнографически точно Маслов описывает места, где живут его герои. Вот местожительство Дмитрия Воронина: «Дом, куда пришёл Митька следом за Анисьей, строен на двух хозяев и разделён продольной бревенчатой стеной пополам: и с той стороны, и с этой — горница, изба, сени, двор; за двором, поперёк дома, в ряд —по хлеву, овечнику, пустой стаей для коней, и только захлевье —общее, без перегородки». Также досконально описана квартира, снимаемая Митькой: «А отличная у него здесь вышка — высокая, квадратная, пустоватая. И комнатища громад­ ная, и окна —на три стороны... Летом —и светло, и чисто, и тот же простор, как на улице. И высоко!». А вот каким увидела дом Германа Попова Валентина Опарина: «В сени вошла, в комнату влево через порог переступила. Вдоль стен под окнами — лавки широкие, печь русская справа от порога. А стол в красном углу...». Подробное описание поморского дома есть и в рассказе «Никола Помор­ ский»: «Высокие светлые комнаты стариков: горница-передняя и изба-прихо- жая —были левой половиной большого на амбарах дома. Тремя окнами они выходили на запад, пятью —на юг. Из южных окон был виден верхний конец деревни, совершенно безлюдный, и далекое устье Мезени, из западных —море. Начиналось оно внизу под окнами, и лишь далеко впереди, чуть слева, вид­ нелся и, уходя, терялся противоположный берег». Но апофеозом этих этнографических зарисовок стал рассказ «Покупаю дом». Как известно, в 1984 году Маслов открыл в Сёмже музей —Дом памяти. В нем хранится родовая книга на 50 поморских родов, до 9 поколений в каждом. Как писал Виталий Семёнович в книге проповедей и исповедей «На костре моего греха», «впервые возвращены из небытия высланные, рас­ кулаченные, убиенные, погибшие в гражданскую войну по другую сторону баррикады. Отдельная стена — солдатские матери, отдельная — солдатские вдовы». За душу берёт рассказанная Масловым биография старого солдата, участ­ ника парада Победы 1945 года на Красной площади, Фёдора Семёновича Филатова (одних благодарностей Верховного Главнокомандующего «За взя­ тие...» у него было 36, кроме орденов и медалей). Служил солдат во Ржеве, Алатыре, Горьком. Воевал под Москвой, 5 декабря 1941 года ранили, лечился во многих госпиталях. С 1942 года опять на фронте, и так до конца войны. В рассказе «Восьминка» Маслов вновь возвращается к этой теме: «Вот — наша улочка, мой Задний порядок. Восемь домов, восемь хозяйств. Пойдём же от берега, от обрыва, и посчитаем... 231

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz