Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА потому, что перед нами живой разговорный язык архангельского Поморья, где и развёртывается действие, а во-вторых, в этом обилии малоупотребляемых слов не звучит ли авторский упрёк тому читателю, который оторвался от земли, от тех национальных родников, забвение которых ведёт к духовному оскудению? Так в языковой структуре произведения начинает просматриваться основ­ ная мысль романа В. Маслова —мысль о круговой поруке земли и человека, гражданина и Родины, поля и сеятеля, рыб, лебедей и малинников, берегов и моря. Нарушь одно из звеньев цепи —и порушенной окажется твоя судьба, жизнь близких, судьба земли и государства. Эта мысль лейтмотивом пройдёт через весь роман. Композиция романа своеобразна, так как с первых страниц мы понимаем, что главный герой Митька-Футшток виновен, что его ждёт суд, следствием которого будет неотвратимое наказание, неизвестное, как неизвестна степень вины героя, но с которым сам герой заранее согласен. Всё повествование — это размышления Митьки, его воспоминания о последних месяцах жизни его самого и его земляков и поиск причин, приведших героя к вине. Невольно читатель оказывается на позиции судьи, хотя и не знает состава преступле­ ния. Но по мере того, как мы входим в Митькину жизнь, свыкаемся с его стихийной и неуёмной натурой, мы уже сами готовы и объяснить его необуз­ данность, и защитить его в беде. Эта крепнущая симпатия поддерживается и самим автором, который, врываясь в текст, любовно жалеет героя: «Митька- Митька... футшточина ты моя негибкая». Человеческую значимость Митьки признает и его враг, над которым тот подшутил из молодого озорства. А в конце книги, когда мы узнаём суть и мотивы преступления Футштока, призо­ вут его к себе и посвятят его в братство старейшие и лучшие мужики деревни. Прощая его вину, они дадут ему счастье соприкоснуться с самым святым, что имеют сами —единством, порукой, общностью забот и судьбы. Митька-Футшток привлекает к себе. В течение нескольких месяцев он стре­ мительно развивается у нас на глазах. Из парня, делающего всё с маху, он, зрея, превращается в хозяина жизни, мужика, кормильца. Обнажаются его глубинные национальные и социальные черты: тяга к земле, любовь к родине своей. Страсти, так беспрепятственно владевшие душой Митьки, становятся всё более целеустремлёнными и социально осмысленными: страстность тру­ да, ожесточение против потребительства, неуёмность в защите общей собствен­ ности, жажда помочь колхозу, к которому он прилепился, и родной деревне. Раскрываются те потенциальные возможности, которые круговой порукой земли и человека были заложены в Митьку, и он, получающий постоянные синяки от жизни и попавший в неотвратимую беду, выстаивает и против са­ мого себя, и собственной необузданности, и против своего антипода Типы, у которого постепенно забирает жильё, женщину, сестру, жизнь. Размашистая и своеобразная фигура главного героя естественно вливается в общую многопроблемность романа. А книга В. Маслова буквально перегру­ жена вопросами острыми, ежедневно встающими перед колхозом и его пред­ седателем. Проблемы, большие и малые, встречаются в романе не по заданно­ му логическому авторскому плану, а в круговороте жизни. И оказываются они в конечном счёте вопросами большой государственной важности, от ре­ шения которых зависит наше общее сегодня и завтра. 224

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz