Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА чишки, спрятавшись у печного угла, — «как из перекошенного рта... вырва­ лось сперва рычание, потом —полуночный зимний волчий вой, который, ста­ новясь всё слабее и тоньше, закончился ещё более тоскливым и страшным, чем вой, —да простит меня моя память, —пишет В. Маслов. —визгом... Всё помнится... Помнится». Эх, война, что наделала ты! Восемь домов-хозяйств — и из них ни один мужик с войны не вернулся. «... Попробуйте, —продолжает писатель, —найти хоть одну деревеньку в нашей великой стране, которая могла бы сказать о себе: “Мы потеряли по справедливости...”» Будит человеческую память Виталий Маслов, каждой строчкой своей кри­ чит: «Помните!». О славном и героическом прошлом своей страны —помни­ те! О войне, этой кровавой и бесчеловечной мясорубке, —помните! Чтобы не повторилась беда, нужна память, живая, тревожная наша память. В ней наше сегодня и наше будущее. Кто мы без неё?! Читать не перечитать нам историю страны нашей. Весомой строкой в неё легла новая книга нашего земляка. Юрии Дюжев Порука Виталия Маслова Острая нежность к родной земле пронизывает оба романа Виталия Масло­ ва: «Круговая порука» и «Из рук в руки». Уроженец деревни Сёмжи Мезен­ ского района Архангельской области, В. Маслов, по его словам, приведённым в книге Нины Подзоровой «Ответное слово», «рос как бы на задворках: где-то — стройки коммунизма, где-то пустыни осваивают, реки вспять поворачивают, а у нас в поморской деревне в те послевоенные годы —вспоминать не хочет­ ся...». И вот, наконец, ему удалось вырваться с деревенских «задворок», окон­ чить Ленинградское мореходное училище, обосноваться в Мурманске и на­ чать работу на атомном ледоколе «Ленин». Но чем дальше закидывала судьба В. Маслова от родной деревушки Сём­ жи, тем всё сильнее ощущал он, насколько она ему дорога. Как и для белов- ского майора, «за тремя волоками» искавшего свою деревушку, для Виталия Маслова «по правде говоря, заботы и труд, и всё, что он делал, имело смысл постольку, поскольку где-то была эта родимая маленькая деревня...». Будучи начальником радиостанции атомохода, В. Маслов начинает писать отнюдь не о специфике морского труда, а о жителях заброшенных поморских деревень. Но так получилось, что всё, чем он дышал, чем дорожил и что пы­ тался осмыслить в первых своих опытах, отвергалось, не узнавалось как жиз­ ненно достоверное и достойное литературы. В эту горькую для начинающего прозаика минуту в руки ему попался журнал «Новый мир» с романом Ф. Абрамова «Две зимы и три лета». По словам В. Маслова, книга «перевер­ нула» его: «Я был счастлив: оказывается, все мое заветное имеет право на 220

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz