Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.
Раздел третий. «ОТЧИЗНА МАЛАЯ МОЯ, МОЯ СУДЬБА, МОЯ ПУСТЫНЯ...» Это подтверждается и в сразу появившейся высокой температуре отноше ния литературной критики к творчеству Маслова. Одобрительные отзывы о его первых произведениях. Рецензии были опуб ликованы в «Правде» и «Комсомольской правде», в еженедельниках «Литера турная газета» и «Литературная Россия», в журналах «Молодая гвардия», «Наш современник», «Звезда», «Север», «Литературное обозрение», «Литературная учеба». Высокая оценка публикациям Маслова была дана в докладе на V съез де писателей РСФСР и на одном из заседаний секретариата правления Союза писателей СССР. Вспоминается проходившее в 1981 году в Мурманске выездное заседание Совета по прозе российского Союза писателей. Оно было посвящено разбору произведений мурманских писателей-прозаиков. Участвовали в этом обсужде нии широко известные мастера —Залыгин, Астафьев, Распутин, Белов и дру гие. Как будто сговорившись, Распутин и Белов признались тогда: Маслов — зрелый писатель, такой же, как и мы, и если мы о нём будем говорить, то на равных. Чем же привлёк к себе столь пристальное внимание, столь серьёзное отно шение писатель Виталий Маслов? Полный ответ на этот вопрос могла бы дать крупная литературно-критическая работа. А коротко можно ответить так. С точки зрения художественной: Маслов в своих романах и рассказах с огромной поэтической щедростью использовал богатейшие пласты народного поморского языка. Уже одно это обеспечивает его произведениям непреходя щее общекультурное значение, ибо в них народный северный язык зафикси рован не в мёртвой словарно-академической форме, а в живом течении, пуль сирующем то радостью и смехом, то болью и горечью. С точки зрения проблемно-тематической: Маслов в своих книгах выявляет активнейшую гражданскую позицию, предстает человеком, чьё литературное творчество вызвано жаждой осмысления процессов, происходящих в обще стве, в жизни, и прежде всего —на его малой родине. У Маслова эта малая родина — Мезенский берег Белого моря — становится как бы увеличитель ным стеклом, сквозь которое писатель может рассмотреть и всю большую Родину. Критика уже заявила о новаторстве Маслова, сравнивая романы «Дом» Ф. Абрамова и «Круговая порука» В. Маслова. В. Харчев и другие критики отметили нового героя, масловского, —эпоха бегства из деревни завершилась, идёт межсезонье метаний между городом и деревней, и уже начался откат в сторону земли, в сторону новой деревни. Конечно, у Маслова, как и у каждого настоящего писателя, эти процессы вы ражены в напряжённейших человеческих судьбах, столкновениях. Харчев за мечает: «Кажется ни у В. Шукшина, ни у Ф. Абрамова, ни у В. Распутина не наблюдали мы столь ошеломляюще смелого ракурса в изображении народно го характера наших дней». Ещё об одной стороне масловского творчества следует сказать. Духом ува жения к родной земле, к Родине, к народу проникнуты все его произведения. Герои его могучи и деятельны. Всё это создает атмосферу очищения, опти мизма, внушает веру в силы народные, веру в преодоление трудностей жизни, в приращение нравственных начал в человеке. 21 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz