Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

Раздел третий. «ОТЧИЗНА МАЛАЯ МОЯ, МОЯ СУДЬБА, МОЯ ПУСТЫНЯ...» Виталий Маслов —новое для меня имя в литературе —мелькало в рецен­ зиях, правда, и только, а вот читаю и как будто с давним другом разговариваю, ново, интересно, свежо. Бесспорно талантливый писатель, Виталий Маслов своим произведением создаёт неповторимый мир, создаёт своеобразных по своим характерам людей, людей мощных, чистых, высоконравственных. Всё близко и дорого в созданном мире Виталия Маслова. И образы стари­ ков, малограмотных по своему цензу, но таких мудрых, замечательных по об­ разу своих мыслей; и образы молодых, напористых и страстных, ищущих но­ вой жизни и тоскующих по старому укладу деревенской жизни. Нет, старое не вернешь, даже если оно было прекрасным. Речь —о другом. Вспомнить это старое, подумать о том, что там было хорошего и что нужно было отбросить на путях развития страны. Над этим думает писатель, над этим думают его герои, осмысливая опыт прошедшего. Старый Евстафий Евлампиевич («Едома») остался в деревне один со своей старухой, а сыновья и дочери давно разлетелись по стране. Живут в городах, со всеми удобствами, но что происходит с ними? Хорошо или плохо живут они? Этот вопрос не даёт покоя старику. «О тебе-то, сын, —говорит он Фёдору, к которому приехал погостить, —душа не болит. Ты уехал рано и давно, и — хорошо это или худо —стал ты новым человеком, деревня для тебя —другая страна. А вот братья твои... Ты погляди, давно ли, кажется, уехали, а уж квар­ тиры наполучали —даже в деревне так не ширились, и одеты, и обуты, и дети ихни при деле, а вот женки друг перед дружкой пишут: пьют братья, меры не знают, прохвосты... Ну что еще-то им нать?! Чего не хватило?!». Едома —это место, куда собирались самые последние, пропащие пьянчуги в давние времена. А вдруг окажутся его сыновья такими же презренными людьми? Вот почему тоскует старый отец. А вслед за этим рассказом автор переносит нас в военную пору, в голодное время, когда и кусочек жмыха казался большой радостью, рассказывает о Федьке, которому старый Зырян пообещал дать бумаги, присланной сыном из Германии, если Федька отнесёт и закопает котят, только что народившихся («Зырянова бумага»), Федька понёс котят, дело привычное, ведь и своих он закапывал в прошлом году. Но потом размышления приводят его к простой мысли: своих-то котят он закапывал просто так, а тут вроде из-за выгоды: пообещал Зырян дать бумагу. Принёс обратно в дом Зыряна слепых котят и высыпал их на стол... Ясно, что никакой бумаги он не получил. А так бумага нужна была: писал ведь он письма отцу на фронт. Так вот из таких рассказов, в которых действуют разные герои и в разное время, и состоит повесть. Вместе эти рассказы как бы похожи на мозаику: кажется, из разных кусочков составляются, а вместе они создают единую кар­ тину жизни в Поморье. Крутая Дресва... Осталось в деревне несколько стариков и старух доживать свой век. И каждый из них —целый мир, со своими сложившимися традици­ ями, привычками, со своими воспоминаниями, в которых преобладают свет­ лые тона. На свадьбу («Свадьба») съезжаются бывшие жители Крутой Дресвы: 'молодые, могучие, сильные, каждый со своим характером, каждый со своей судьбой, но каждого из них поманила родная сторонушка, по которой тоско­ 2 0 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz