Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.
ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА Почему судьбы героев, бескорыстно и самоотверженно служивших вели кому переустройству мира, общества, человека, остаются всегда привлекатель ными? Не потому ли, что в каждом из них воплощены черты лучших —реаль ных — наших современников? И, благодарно сверяя литературный образ с реальностью, может быть, узнавая в нём частицу себя, мы радуемся плодонос ности искусства, его действенности. В размеренной, каждодневной, называемой нами будничной, жизни герои ческий характер можно порой и не разглядеть, не узнать, если непременно мерить его мерками ситуаций необычайных, экстремальных. Но, преодолевая в этой повседневности отжившее, косность, утверждая прогрессивное, спра ведливое, подлинно коммунистическое, человек неизбежно вступает пусть не в кровопролитную, не в смертельную, но подчас очень суровую борьбу. Главная и единственная для героини романа «Три яблока» Фаро форма существования среди людей —это служение людям, «служение как образ жиз ни. Как образ мыслей, как вероисповедание». Мы наблюдаем Фаро на протя жении долгой жизни. Ныне героиня уже подводит её итоги. Старость не уби ла в Фаро интереса к людям, к их делам, к друзьям детства и революционной юности, к кому возвращается она в воспоминаниях, письмах, записках. Автора интересуют истоки её личности, начало героического характера и далее —процесс превращения робкой провинциальной девушки в деятельно го дерзновенного человека. Вот этот перелом, гребень, водораздел, с которого жизнь уже не просто «течёт», а движется сознательным участием в ней Фаро, этот перелом возникает тогда, когда вчерашняя гимназистка сталкивается с вопиющим социальным контрастом жизни бакинских рабочих-нефтяников и владельцев промыслов. И прозревает социально и нравственно. Пристально и тактично прослеживает А. Русов перерастание стихийного свободолюбивого порыва своих героев в сознательную борьбу за социальную справедливость. Многослойность художественной ткани романа подчинена задаче показать человека в процессе духовного и политического созревания, в прочном слиянии с, жизнью масс, в сложных связях с действительностью... ...Рассматривая события в романе с трёх точек зрения —самой Фаро, героя рассказчика и собственно авторской, писатель добивается объёмного изобра жения личности героини... ...Вспомним размышления Дмитрия Воронина об ответственности, о долге перед родной землей, перед «малой» родиной и Родиной как Отечеством сво им. Справедливые, достойные слова, но к ним нужно было прийти. Непроста и в жизни, и в литературе эволюция этого героя. Более того, приход его в литературу в некотором роде неожиданный. Не забыла ещё читательская память, как уходил литературный герой из деревни в город, уходил из «неперспективных» деревень в более «привлека тельную» городскую жизнь. Теперь он возвращается или остается дома на земле. «Если не я, то кто же»? —спрашивает себя герой повести волгоградского прозаика Александра Иванова молодой рабочий Николай, решивший трудиться в деревне. И этот открыто заострённый вопрос писатель выносит в заголовок своего произве дения. 198
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz