Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА Почему судьбы героев, бескорыстно и самоотверженно служивших вели­ кому переустройству мира, общества, человека, остаются всегда привлекатель­ ными? Не потому ли, что в каждом из них воплощены черты лучших —реаль­ ных — наших современников? И, благодарно сверяя литературный образ с реальностью, может быть, узнавая в нём частицу себя, мы радуемся плодонос­ ности искусства, его действенности. В размеренной, каждодневной, называемой нами будничной, жизни герои­ ческий характер можно порой и не разглядеть, не узнать, если непременно мерить его мерками ситуаций необычайных, экстремальных. Но, преодолевая в этой повседневности отжившее, косность, утверждая прогрессивное, спра­ ведливое, подлинно коммунистическое, человек неизбежно вступает пусть не в кровопролитную, не в смертельную, но подчас очень суровую борьбу. Главная и единственная для героини романа «Три яблока» Фаро форма существования среди людей —это служение людям, «служение как образ жиз­ ни. Как образ мыслей, как вероисповедание». Мы наблюдаем Фаро на протя­ жении долгой жизни. Ныне героиня уже подводит её итоги. Старость не уби­ ла в Фаро интереса к людям, к их делам, к друзьям детства и революционной юности, к кому возвращается она в воспоминаниях, письмах, записках. Автора интересуют истоки её личности, начало героического характера и далее —процесс превращения робкой провинциальной девушки в деятельно­ го дерзновенного человека. Вот этот перелом, гребень, водораздел, с которого жизнь уже не просто «течёт», а движется сознательным участием в ней Фаро, этот перелом возникает тогда, когда вчерашняя гимназистка сталкивается с вопиющим социальным контрастом жизни бакинских рабочих-нефтяников и владельцев промыслов. И прозревает социально и нравственно. Пристально и тактично прослеживает А. Русов перерастание стихийного свободолюбивого порыва своих героев в сознательную борьбу за социальную справедливость. Многослойность художественной ткани романа подчинена задаче показать человека в процессе духовного и политического созревания, в прочном слиянии с, жизнью масс, в сложных связях с действительностью... ...Рассматривая события в романе с трёх точек зрения —самой Фаро, героя рассказчика и собственно авторской, писатель добивается объёмного изобра­ жения личности героини... ...Вспомним размышления Дмитрия Воронина об ответственности, о долге перед родной землей, перед «малой» родиной и Родиной как Отечеством сво­ им. Справедливые, достойные слова, но к ним нужно было прийти. Непроста и в жизни, и в литературе эволюция этого героя. Более того, приход его в литературу в некотором роде неожиданный. Не забыла ещё читательская память, как уходил литературный герой из деревни в город, уходил из «неперспективных» деревень в более «привлека­ тельную» городскую жизнь. Теперь он возвращается или остается дома на земле. «Если не я, то кто же»? —спрашивает себя герой повести волгоградского прозаика Александра Иванова молодой рабочий Николай, решивший трудиться в деревне. И этот открыто заострённый вопрос писатель выносит в заголовок своего произве­ дения. 198

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz