Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА «Свадьба» (45 стр.). Реально или нереально возрождение покинутой людьми Крутой Дресвы? Логична или нелогична смерть Павловской? Вот эти вопросы ставит автор перед всеми читателями. Вопросы трудные, но неотвратимые. И только всем миром можно нащупать на них ответы. Рассказ является образцовым по конкретности, сформулированности воп­ росов. Герои спорят, забыв про свадьбу. Очень важно подчеркнуть здесь идею колхозности, которая так укоренилась в сознании деревни, что помимо неё уже не думается. Это очень знаменательный факт. В этом рассказе оптимистическое звучание сборника проявляется с боль­ шой силой в эпизоде ловли рыбины в устье Дресвянки двумя женщинами — Апполинарьей и Екатериной —и стариком. Прелестный — озорной, радост­ ный, свежими брызгами пахнущий эпизод, написанный на очень высоком ху­ дожественном уровне. Надо отметить, что В. Маслов явно учился у такого нашего классика, как Шолохов, искусству описания тяжелого и грустного языком, полным жиз­ ненной силы, плотской радости бытия; языком, который в самой своей языко­ вой сути отражает победность светлого в нашей жизни. «В тундре» (21 стр.). Рассказ о человеке, подмявшем под себя свою беду. Иногда авторское вос­ хищение героем выпирает. Я рекомендовал бы снять последнюю фразу, где герой уже вырастает прямо из стихии, т. е. из снегового потока. «Шесть номеров капитана Брагина» (20 стр.) Тоже есть налёт слишком откровенного любования своим героем. Честно говоря, если капитан учит старпома швартоваться за счёт несчастных пасса­ жиров, которые хотят попасть на причал поскорее, то этот капитан, может быть, и великий судоводитель, но не очень симпатичный человек. Подвиги Брагина с применением личного оружия тоже сомнительны. В рассказе этом явно заметны следы «молодого» автора, которому запорожская вольница в душе героя дороже капитанской рассудительности. При всём притом рассказ следует оставить в сборнике. Финал его действу­ ет на читателя сильно проявлением «мужчиночной» дружбы, темой сыновей, продолжающих дело отцов. Кроме этого, в прошлом морского Севера было много мужественного, обаятельного беспутства и хулиганской иногда лихос­ ти —ведь это так! И из песни слова не выкинешь... «Засиверко» (79 стр.). Автор называет эту вещь рассказом. Вероятно, точнее будет назвать её по­ вестью. По своей трагической силе повесть стоит в одном ряду с такими произве­ дениями о послевоенной деревне, как романы Фёдора Абрамова и повести Владимира Тендрякова. Современный молодой читатель должен знать, сквозь какие тяготы про­ шли люди земли — крестьяне — на пути к современному уровню жизни. Сегодня у нас в стране нет ни одного голодного человека. Двести сорок мил­ лионов —и ни одного голодного! Молодежи такое положение кажется нор­ 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz