Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.
Раздел третий. «ОТЧИЗНА МАЛАЯ МОЯ, МОЯ СУДЬБА, МОЯ ПУСТЫНЯ... молоко, и солдат, и матросов, и капитанов все эти десятилетия. Но не в том её подвиг. Подвиг —в верности поморов идее добра, правды, человечности, вы сокому советскому патриотизму. Ломка старой деревни диктовалась социальными, экономическими, поли тическими необходимостями. Чуть только эти необходимости пошли на убыль, как на Поморский Север накатилась волна научно-технической революции, требующей широкой машинизации, глубокой рентабельности любого хозяй ства, концентрации производителей в крупных центрах. История последних десятилетий учит нас тому, что волевыми методами иногда бывает возможно добиться выполнения поставленных задач, но ни когда не бывает возможно закрепить достигнутого и не растерять добытого. Социальные, экономические, политические, научно-технические, атомные и ракетные —все проблемы общества должны пройти сквозь сердце и разум каждого Федьки или Артюхи. Исследование процесса этого «прохождения» и есть самая сложная, мучи тельно-трудная, тягостно-опасная работа художника-литератора, литератора- коммуниста, патриота своей деревни и гражданина своей страны. Предсмертные листки Марии Павловской не должны быть унесены сквоз няком в сугробы. Они должны быть прочитаны гражданами страны. Тогда гибель Марии Павловской из акта слабости превратится в памятник её сове сти, тогда тысячи других Павловских войдут в хоровод других Крутых Дресв. Я понимаю трудное положение издательства. Сегодня существует ещё по рочная практика, по которой автор меньше отвечает за своё произведение, нежели Издатель, т. е. редактор. Еще меньше отвечает рецензент. Виталий Маслов пишет исповедальную прозу. Так я называю прозу, кото рая не является иллюстрацией уже выношенной, добытой автором мысли или положения. В. Маслов размышляет, мучается своими размышлениями, наблю дает, запутывается в сложнейших противоречиях, выбирается из них вместе и наравне со своими героями-односельчанами... Он их не учит. Он перед ними не заискивает, но он их не боится судить, если уверен в своей точке зрения. Публикация книги В. Маслова необходима для всей нашей литературы и неизбежна. Книга опубликована будет. И Мурманское издательство сможет гордиться перед страной открытием этого автора. Перехожу к разбору отдельных рассказов. Ещё одно общее замечание, о котором уже говорил: для снятия лишних вопросов следовало бы пометить под названиями рассказов время действия, чёрным по белому написать в скобках: (год 1945) и т. д. Эта наглядность поможет и читателю осознавать движение времени сквозь книгу. «Никола Поморский» (15 стр.). Рассказ без сюжета и без фабулы. Рассказ существует потому, что внутри него существует целый мир жизни. Причём мир этой жизни мало и плохо изве стен нам. Проходит день жизни двух старых людей, обычный для них день, будничный. Но чем тогда старики и их рядовой день заслуживают высокой чести увековечиться в книге? Тем, что нутро рассказа —чистота совести стари ков, спокойная уверенность в правильности прожитой жизни. Это уже высокое чувство, хотя оно и не осознается самими героями. Поездка за чистой, ключевой водой для самовара, тяга к чистой воде —вот художественный нерв рассказа. 191
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz