Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

Раздел третий. «ОТЧИЗНА МАЛАЯ МОЯ, МОЯ СУДЬБА, МОЯ ПУСТЫНЯ... молоко, и солдат, и матросов, и капитанов все эти десятилетия. Но не в том её подвиг. Подвиг —в верности поморов идее добра, правды, человечности, вы­ сокому советскому патриотизму. Ломка старой деревни диктовалась социальными, экономическими, поли­ тическими необходимостями. Чуть только эти необходимости пошли на убыль, как на Поморский Север накатилась волна научно-технической революции, требующей широкой машинизации, глубокой рентабельности любого хозяй­ ства, концентрации производителей в крупных центрах. История последних десятилетий учит нас тому, что волевыми методами иногда бывает возможно добиться выполнения поставленных задач, но ни­ когда не бывает возможно закрепить достигнутого и не растерять добытого. Социальные, экономические, политические, научно-технические, атомные и ракетные —все проблемы общества должны пройти сквозь сердце и разум каждого Федьки или Артюхи. Исследование процесса этого «прохождения» и есть самая сложная, мучи­ тельно-трудная, тягостно-опасная работа художника-литератора, литератора- коммуниста, патриота своей деревни и гражданина своей страны. Предсмертные листки Марии Павловской не должны быть унесены сквоз­ няком в сугробы. Они должны быть прочитаны гражданами страны. Тогда гибель Марии Павловской из акта слабости превратится в памятник её сове­ сти, тогда тысячи других Павловских войдут в хоровод других Крутых Дресв. Я понимаю трудное положение издательства. Сегодня существует ещё по­ рочная практика, по которой автор меньше отвечает за своё произведение, нежели Издатель, т. е. редактор. Еще меньше отвечает рецензент. Виталий Маслов пишет исповедальную прозу. Так я называю прозу, кото­ рая не является иллюстрацией уже выношенной, добытой автором мысли или положения. В. Маслов размышляет, мучается своими размышлениями, наблю­ дает, запутывается в сложнейших противоречиях, выбирается из них вместе и наравне со своими героями-односельчанами... Он их не учит. Он перед ними не заискивает, но он их не боится судить, если уверен в своей точке зрения. Публикация книги В. Маслова необходима для всей нашей литературы и неизбежна. Книга опубликована будет. И Мурманское издательство сможет гордиться перед страной открытием этого автора. Перехожу к разбору отдельных рассказов. Ещё одно общее замечание, о котором уже говорил: для снятия лишних вопросов следовало бы пометить под названиями рассказов время действия, чёрным по белому написать в скобках: (год 1945) и т. д. Эта наглядность поможет и читателю осознавать движение времени сквозь книгу. «Никола Поморский» (15 стр.). Рассказ без сюжета и без фабулы. Рассказ существует потому, что внутри него существует целый мир жизни. Причём мир этой жизни мало и плохо изве­ стен нам. Проходит день жизни двух старых людей, обычный для них день, будничный. Но чем тогда старики и их рядовой день заслуживают высокой чести увековечиться в книге? Тем, что нутро рассказа —чистота совести стари­ ков, спокойная уверенность в правильности прожитой жизни. Это уже высокое чувство, хотя оно и не осознается самими героями. Поездка за чистой, ключевой водой для самовара, тяга к чистой воде —вот художественный нерв рассказа. 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz