Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.
ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА Вообще-то идея эта носится в воздухе не первое столетие. В XIX веке она воплотилась в зримые формы, причём любопытно, что как в правительствен ных, так и в революционных кругах (Бакунин305), и среде славянофильской интеллигенции. Был государственный университет, готовивший гуманитар ные кадры для славянских стран. Не забудем, что тогда позднейшие Чехосло вакия и Югославия входили ещё в состав Австро-Венгерской империи и без опоры на Россию бороться против онемечивания и потери языка тем же че хам было бы очень трудно. С другой стороны, идею общеславянской федера ции выдвигали славянофилы, что далеко не всегда приветствовалось «сверху». Напомним, что в годы реакции славянофилов боялись едва ли не более, чем революционеров-западников. Последние казались нашему офранцуженному обществу как-то приличнее и. ближе, пока не начались теракты и подлинная охота народовольцев за царем. В наше время, когда все вообще славяне, а православные в особицу, объявле ны персоной non grata и, по теории «золотого миллиарда», подлежат уничтоже нию (во-вторых, подлежат уничтожению согласно идее создайия мусульман ской сверхимперии, а в третьих... есть и в третьих), идея славянского единства, по крайности как форма самоспасения, должна бы воскреснуть, —не зря же нас всех так усиленно ссорят и натравливают друг на друга! Но одно дело —взды хать по этому поводу, другое —что-то делать, «совершать поступки». Виталий Маслов из тех, кто совершает конкретные действия, воплощая идею в жизнь. Он начал организацию славянских комитетов в Мурманской области, на чал движение по национальному возрождению в школах, умудрился приво лочь в Мурманск из Болгарии бронзовый памятник Кириллу и Мефодию, водрузив его на площади перед библиотекой. Он же первым организовал Дни славянской письменности, пошедшие потом, с Мурманска начиная, по всем городам страны... ...Та же самая идея славянского единства, которую Маслов со свойствен ным ему упорством начал проводить в жизнь, по сути, уже в пору организа ции праздников славянской письменности, с необходимостью включает три пункта или три ступени своего воплощения: а) духовное единство славянских народов (знание друг о друге, обмен куль турными ценностями и т. д.); б) экономическую взаимопомощь славянских государств (в идеале —орга низация общего экономического пространства). Тут Маслов тоже сумел до биться многого; в) союз православных государств как заключительный пункт «славянского единства». Политическая организация, предусматривающая всестороннюю взаимопомощь православных, совершенно необходимую в наши грозные дни, дабы достичь перед лицом объединенной Европы и восстающей мусульман ской экспансии хоть какого-то равновесия в мире. — Союза православных государств создать не удалось! —высказал Маслов нашему общему другу Борису Романову по возвращении. Разумеется, одною поездкою, да и без опоры на правительственные круги, подобная задача заранее была невыполнима. Это в свете холодного разума. Но действовал ли русский человек хоть когда-то по разуму, «при тусклом 1 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz