Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.
Раздел первый. СЫН ПОМОРЬЯ ей раскола...» Думал, как помочь исчезающей деревне: «А что, если взять её в свои руки тем, кто занимается охраной исторических памятников? В Сёмже ещё можно собрать невывезенные предметы местной культуры и быта и выс тавить их, например, в одном из староверческих домов. Можно огородить и привести в порядок старое кладбище, отремонтировать поклонные кресты в деревне и на побережье. Каждый крест поклонный — и история, и легенда. Кое-где в поморских деревнях сохранились старые промысловые лодки: и те, что на полозьях, и те, что под парусом. Собрать бы их на одной или двух обширных сёмжинских поветях, выставить промысловое снаряжение: чем не музей?! Смотрите, люди, на чём начинали работу в Арктике русские люди. Вот их лодки — простые, легкие, упругие, шитые вересковыми прутьями... А ведь —дай инициативу людям —наверное, найдут и иконы, и фотографии, которые трудно переоценить. Небезынтересно было бы увидеть сохранившу юся с давних пор салотопню, амбары, дома, место, где строили суда для аркти ческих плаваний и многое другое. Пусть люди слушают, как море шумит, пусть идут, не торопясь, берегом — от избушки к избушке, от ручья к ручью, пусть пойдут желающие туда, где когда-то был основан скит, можно вполне сделать так, чтоб могли туристы взять напрокат робу-штормовку, длинные сапоги и, как с флагами, с больши ми сачками на плечах отправиться вслед за уходящим морем к сёмжинскому устью. Ведь именно там, именно сачком, с самого давнего времени промыш ляли здесь сёмгу. И пусть потом получит рыбозавод из Сёмжи деньги, со бранные за посещение устья, и пусть увеличит за этот счёт количество выпус каемой сёмужьей молоди! — разве откажет кто-нибудь себе в удовольствии испытать рыбацкое счастье в Сёмже?! Да мало ли что можно сделать, чтоб людям было потом что вспоминать: тут и гостиница со старыми деревянными кроватями, и баня, не уступающая финской, —ведь строить-то пока ничего не надо, всё есть... Или, например, рыба по-сёмжински, а если хотите по-печёр- ски, с душком? —ну что улыбаешься? Или не согласен, что турист за экзоти кой готов хоть на край света!..» ...Как жаль, что это всё похоже на сказку... Не успел Виталий Семёнович претворить в жизнь свои мечты... Не успели и не смогли сёмжане многое сохранить. Сёмжинский скит («Кельи»), осно ванный по преданию в 1803 году беглыми новгородскими инокинями Ефими ей и Павлой266, а также монахинями Игнатьевской пустыни267 Ириной и До рофеей268 (позже келья была заменена более обширным помещением, выстро енным братьями И. и Г. Личутиными269 из Малой Кузнецовской слободы270), сгорел. А не так давно (ещё при жизни В. С.) старообрядческую церковь при няло море... Стоит, окруженная столетними лиственницами, полуразрушен ная православная Николаевская церковь. Сёмжане не проходят мимо, ведь место намоленное. И церковь, и кресты, которые ещё сохранились, и оставши еся жилые дома, и отчий дом Виталия Маслова, и Дом памяти —вот памятни ки, которые еще можно и нужно сохранить! Пока масловский Дом-музей —общественный. Но администрация г. Мезе ни обещает придать ему статус муниципального. Это помогло бы поддержи вать музей в надлежащем состоянии. 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz