Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.
ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА При нынешней ломке идеалов, когда пропаганда индивидуального успеха и преуспевания в жизни едва ли не любой ценой провозглашается как эталон поведения, найдутся такие, кто позицию Маслова объявит анахронизмом, на следием советского прошлого. Что ж, эта статья не для них. Хотя в скобках замечу: в советской системе Маслов многого не принимал, и в его творчестве это весьма ощутимо. Но, пожалуй, все письма роднит одна черта: в них, будь они написаны в советские годы либо пореформенные, пафос утверждения тех или иных ценностей явно преобладает над критикой и отрицанием. 29 ноября 1987 года Виталий Семёнович отправил письмо руководителям Союзов писателей Белоруссии, России и Украины, Гилевичу237, Михалкову238 и Олейнику239. Подписано оно скромно: ответственный за проведение Дня славянской письменности в Мурманске. В письме предложения: кому и когда продолжать эстафету возрожденного у нас праздника на просторах братских славянских республик. Ещё никто не подозревает, что впереди Беловежский развал Союза. Власти скорее подозревают самого Маслова и его единомыш ленников в попытке укрепления славянского национализма, как это дико ни звучит. Но прошли годы, и праздник единения славян победил, даже югослав ское кровопролитие — самая сильная, незаживающая рана для славянского мира не остановила его мирного шествия. Само утверждение только этой идеи сполна окупает всю жизнь и деятельность Маслова. А рядом в том же письме краткое сообщение: поступили первые взносы на сооружение в Мурманске памятника Кириллу и Мефодию. И комментарий автора: «Разумеется, для Мурманска, города молодого и дальнего, сооружение такого памятника имело бы духовное значение неоценимое». Пытаюсь взглянуть из того 15-летнего далека: ну разве верил кто тогда, что будет памятник?! Да мы просто разучи лись жертвовать средства на благое дело после принудительной «доброволь ности», внедрявшейся с выпуском тех же облигаций государственных займов. А памятник Кириллу и Мефодию, вопреки всему, украсил Мурманск как ни какой другой. А вот ответ 1987 года —из редакции «Полярной правды»240. Тон письма сразу даже и не поймешь: «Считаем, что продолжение дискуссии, начатой Вами, нецелесообразно, поскольку редакция разделяет Вашу точку зрения», сообщают Маслову. А дискуссия-то была с Л. Гуревичем241 (помните ли бой кого журналиста, пробившегося благодаря обильным обещаниям в депутаты бывшего Верховного Совета и напрочь забывшего о мурманчанах после из брания?). Он оспаривал необходимость создания мемориала морякам и ко раблям в городе. Нет в живых Маслова, ушло из общественного мнения имя Гуревича. Точкой же в том далеком их споре стал памятник-маяк на холме близ Семёновского озера. В эпоху пересмотра, если не сказать, перелома духовных ориентиров Мас лов ни разу не поддавался псевдодемократической конъюнктуре, призывав шей отречься от наших национальных основ в пользу чужих, якобы, общече ловеческих ценностей. Напротив, предчувствуя последствия такого самоот рицания, он торопился закрепить в общественном сознании имена людей, хранивших русские национальные традиции во все времена. Вот выдержка из письма в газету «Советская Россия», касающаяся деревень родного Маслову Мезенского района Архангельской области: присвоить «всем школам, что гля 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz