Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

Раздел первый. СЫН ПОМОРЬЯ Самым ярким событием того семинара была рукопись романа Николая Скромного «Перелом». Я вошёл как раз во время обсуждения, которое дли­ лось уже несколько часов, поскольку рукопись того заслуживала. Виталий Семёнович предложил прерваться и обсудить мои рассказы, что­ бы отпустить меня. Началось обсуждение, посыпались замечания. Я брыкал­ ся, пытаясь обороняться. В конце концов сказал, что написал эти рассказы просто так, от делать нечего, что они уже опубликованы в газете, и мне в общем-то больше не нужны, чем вызвал бурю гнева Виталия Семёновича (а уж гневаться-то он умел!): сидят, мол, серьёзные люди, по слову твою писа­ нину разбирают, а ты вместо благодарности... В общем, Маслов заключил, что рассказы мои очень неплохи, но только их надо переписать, то есть написать заново. Я был обижен и ошарашен, поскольку представления не имел о насто­ ящей литературной работе, об отношении таких писателей, как Маслов, к Слову (к каждому слову!), о титаническом труде писателя. Всё до этого писалось у меня легко и просто и давалось тоже. —Ладно. Читай стихи, —приказал Виталий Семёнович. —Зачем? Здесь же семинар прозы. —Читай, читай. Послушаем. Я прочитал какое-то стихотворение. —Стихотворение так себе. Но писать можешь, —заключил Маслов, —иди, учись... В перерыве я вышел в курилку. У окна о чём-то беседовали Тимофеев и Маслов. Подозвали меня. —Ну, что с ним будем делать? —спросил Тимофеев. — Забирай себе. Пускай стихи пишет, руку набивает. Так в Союз писате­ лей быстрее вступит. А там уже и за серьёзную работу, за прозу возьмётся. Так Маслов великодушно «подарил» меня Тимофееву. Виталий Семёно­ вич считал, что настоящий литератор (а «настоящими» он считал исключи­ тельно прозаиков) обязательно должен уметь писать стихи, уметь их пони­ мать и чувствовать. Единственный, кому он «прощал» равнодушие к поэзии, был Николай Скромный, к которому отношение у него было совершенно осо­ бенное. Свои стихи Маслов читал редко, разве что «Завещанье сыновьям» на пуб­ личных выступлениях, но замечания молодым поэтам давал точные и нередко резкие, чем вызывал их негодование: сам, мол, прозаик, в стихах ничего не смыслит, а учит. Я знал, что это не так, и замечания Маслова всегда ценил и прислушивался к ним. В отличие от Виктора Леонтьевича Тимофеева, его как будто вовсе не интересовала техническая сторона стихотворения. Способнос­ ти правильно рифмовать и выдерживать стихотворный размер у него были природными, и он считал это просто нормой для всякого пишущего стихи. Он сам порой намеренно вставлял в свои стихи строки, выбивающиеся из разме­ ра, использовал спорные рифмы и считал это вполне допустимым и даже ин­ тересным в произведениях других авторов, но только в том случае, если сде­ лано это было не от беспомощности, не от неумения, а сознательно. Уж на это чутьё у него было исключительное. Категорически не терпел —ни в стихах, ни в литературе, ни в самой жизни — пошлости, издевательств, позёрства, хамства... 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz