Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА — Ничего не предложу, —строго отвечает Маслов. —Пока не знаю, где и бумага лежит... У меня ещё печка пала. В робе хожу. Вот с тех печных забот и началось последнее лето Виталия Семёновича на родине. Но кто тогда знал, что последнее? Может быть, только сам он что-то предчувствовал? Потому что вдруг, в кои-то веки, засобирался из Сёмжи в Мезень. Однажды жарким июльским утром рядом с нашей редакцией раздался скри­ пучий сигнал старого автомобильного клаксона. Я выглянул в окно. Из-за «штурвала» потрепанного, видавшего виды «газика», опираясь на палку, вылез старейший мезенский капитан Яков Лукич Кожевников, а следом за ним — улыбающийся Виталий Маслов. Во время разговора в редакции вдруг возникла идея организовать творче­ ский вечер писателя-земляка в районной библиотеке. И хотя чувствовалось, что Виталий Семёнович утомлён недавней морской дорогой, на встречу с ме­ зенскими читателями он сразу же согласился. Это была встреча добрых людей —писателя и читателей-земляков, кото­ рые давно не виделись и соскучились друг по другу. Маслов рассказывал о своем новом романе «Искупление» («Мое нравственное обязательство —на­ писать этот роман»), отвечал на вопросы, с тревогой и болью говорил о судьбе родной Сёмжи («Я люблю своих земляков такими, какие они есть!»), литера­ туры («двигатель в литературе не честолюбие, а любовь»), России («Россия в развале. Этим я болею и этим живу всё последнее время»), В конце вечера, когда выстроилась очередь за автографами, Виталий Семё­ нович неожиданно посетовал на себя: «Вот ведь писатель называется, авто­ ручку разучился держать». И я, конечно, тут же обратил внимание на его руки — крепкие, трудовые, задубевшие от солёной морской воды и ветра. Пожалуй, такие руки у каждого второго мезенца —рыбака, помора, охотника. И Маслов ничем не хотел отличаться от земляков, считая, что писатель тоже должен косить траву, сажать картошку и ловить рыбу. Жить теми же заботами и тру­ дами, какими живут мезенцы. На следующий день мы сговорились ехать в село Жердь на съезжий праз­ дник. Здесь испокон веку в Петров224созывали народ с окрестных деревень на гулянье, и Виталий Семёнович искренне обрадовался, когда оказался на этом празднике. На зелёную лужайку возле сельского клуба выходили один за дру­ гим народные хоры, красуясь друг перед другом нарядами и песнями, звучали гармошки, горячо аплодировали артистам зрители, а Маслов не мог отвести глаз от деревенской сцены. В ту минуту он был счастлив! Когда хористки в расписных сарафанах начали отстукивать дроби, а гармошки заиграли звонче, Виталий Семёнович не выдержал, выскочил на площадку и, принимая вызов, зачастил сёмжинские частушки. После праздника, как исстари повелось, гостей пригласили в клуб к на­ крытым столам и поднесли бражки. Первое слово предоставили писателю- земляку. «Когда они вышли на сцену, —горячо заговорил Маслов об артис­ тах, которые только что пели “Вдоль по морю”225, —я подумал, что это плывут не лебёдушки, а корабли! Корабли, которые пронесли сквозь столетия всё лучшее, что есть в русском народе!» 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz