Площадь Первоучителей : лит.-художеств. и обществ.-полит. альм. / Мурм. орг. Союза писателей России, Администрация города-героя Мурманска, Мурм. гор. совет ; гл. ред. В. Тимофеев. - Мурманск, 2000. - N 2: [ Очерки, рассказы / В. Маслов]. - 317, [1] с.: ил.

ПЛОЩАДЬ ПЕРВОУЧИТЕЛЕЙ ПУБЛИЦИСТИКА главного (созидающего!) итога Аввакумова — этой двери, которую бесстрашно распахнул он в космос (и даже ногу занес за порог!) на несколько веков раньше, чем кто-то другой со страхом догадается о существовании этой две­ ри и этого порога. В противоречии Царь — Аввакум все не так просто, как мы сейчас массово изображаем. Да, протопоп велик, в чем-то более, чем на триста лет время опередил, но у ме­ ня при этом и о царе сердце обливается кровью: куда бы­ ло ему, бедному, деваться? Как утишить гениального сму­ тьяна, который из своей ямы в упор понимать не хочет: страна, великая отчина, только что выкарабкалась из сму­ ты, из потрясения, поставившего было государство на грань исчезновения, и вдруг опять — в тысячах списков письма протопоповские по Москве гуляют, за которы­ м и— новая смута. Легче ли прежней? Не канет ли на сей раз страна в Лету?!.. З а все за это ответчик пред Богом и перед народом только он, Царь, и никто другой... У Ав­ вакума забота — как талантливее и ярче царя допечь, у царя — как государство неокрепшее опять не пошатну­ лось бы... Так что говори на волка, но говори и по вол­ ку... «Подобает живописцу быти...» Скоро полтысячи лет этому завещанию мудрому стоглавому. Что хотел бы я одолеть, к чему могу хотя бы стремиться? Да, «не пра­ зднослову», да — не сварливу, не завистливу, не грабеж- нику, не убийце... Но смиренну как быти?!.. Над самим надо мной глумленье — снесу. Лично меня ограбят — смол­ чу. Но когда Отечество рвут и приватизируют? Тут-то как?!.. И еще, — чистоту душевную и телесную... И опять ж е — как? Не успел оглянуться — пост заканчивается. — Какой значимый, духовно необъятный пост. И, как ни грешно, ни печально, ни стыдно, — весь прошел и заканчивается в суете, не удалось отрешиться, сесть, подумать, а может быть даже и написать. Жизнь как бы теряется. Не толь­ ко перед Господом — перед людьми должен я за это про­ сить прощения. Не замолить грехов моих, и кажется — грехи мои — даже и на тех, кто вслед за мной. А о себе уж и не говорю: насколько больше успел бы сделать до­ брого, не погрязни в суете и лени. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz