Площадь Первоучителей : лит.-художеств. и обществ.-полит. альм. / Мурм. орг. Союза писателей России, Администрация города-героя Мурманска, Мурм. гор. совет ; гл. ред. В. Тимофеев. - Мурманск, 2000. - N 2: [ Очерки, рассказы / В. Маслов]. - 317, [1] с.: ил.

Виталий МАСЛОВ НА КОСТРЕ МОЕГО ГРЕХА» * * * Старое семженское кладбище позади православной церкви. И православное, и старообрядческое. Прежде тут были гробницы — общие, на весь род, крытые строения над могилами — Митриевского рода, Николинского рода... Мне казалось, что этот могучий крест, стоящий как бы в широченных воротах между двумя такими же мо­ гучими лиственничными столбами под общей для креста и ворот крышей, — остаток одной из таких гробниц. Крест вместе со столбами-боковинами покосился, несколько тес- ниц на крыше истлели, но в таком вот состоянии я ви­ дел всё это и полвека назад, с тех пор как помню себя. — Нет, — сказала мне в нынешнем году старая жен­ щина, чья память глубже моей лет на двадцать, добавляя в кадильницу смесь еловой серы, восковой свечи и лада­ н а .— Это — не от гробницы. Этот крест — всем, кто ушел — в море ли, на войну ли — и не воротился. Перед этим крестом никогда зернышек не сыпали, только ладан жгли. И еще здесь в молитвах говорилось: «всех православных христиан». Ныне, с 84-го года начиная, стала деревня помалу оживать. И хотя, в отличие от прежних веков, ставятся сперва бани, а не часовни, думается, что и в этом пово­ рот будет. Появились в деревне и новые люди, семжана- ми которых назвать пока еще нельзя. Арендатор, быст­ рый на решения, лет сорока пяти, сказал: — Подправить крест и в бетон нижнюю часть взять, чтобы навсегда сохранить. Тесницы истлевшие заменить, но крышу сохранить старую. Сохранить. Займемся. Арендатор — человек с возможностями. Если он хозя­ ин слова, если действительно так будет, у Сёмжи и вправ­ ду есть будущее. Икона. Символы: — прижатая к щеке рука — печаль, — раскрытая ладонь — покорность, — круглый нимб — вечность, — звездчатый нимб — обоготворение. Более чем трехвековой спор, более чем трехвековая пря между православными, слава Богу, вроде бы завер ­ шилась: братья во Христе — старообрядцы и так называ­ емые никониане — снова назвали друг друга братьями. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz