Площадь Первоучителей : лит.-художеств. и обществ.-полит. альм. / Мурм. орг. Союза писателей России, Администрация города-героя Мурманска, Мурм. гор. совет ; гл. ред. В. Тимофеев. - Мурманск, 2000. - N 2: [ Очерки, рассказы / В. Маслов]. - 317, [1] с.: ил.

Виталий МАСЛОВ «НА КОСТРЕ МОЕГО ГРЕХА» зило, что было это «изд. 22-е, без перемен». Двадцать два раза без каких-либо изменений издана хрестоматия, ре­ комендованная Ученым Комитетом Народного Просвеще­ ния в качестве учебного пособия реальным училищам и прогимназиям, гимназиям мужским и женским, семина­ риям учительским и духовным. 22-е — без перемен! Что это — косность, мертвечина? Но открываю заднюю доску — многостраничное «Со­ держание», и сразу другой, удивительно радостный во­ прос: «Да можно ли это назвать косностью — пусть даже и 122-е!» Аксаковы, Забелин, Батюшков, Буслаев, Жуков­ ский, Карамзин, Пушкин, Гоголь, Никитин, Лермонтов, Ло­ моносов, Давыдов, Языков, Крылов, Державин, Толстой, Гончаров — да всех перечислишь ли! А кроме того — 27 народных песен. Хотя почему — 27? А разве многие-многие стихотво­ рения, увенчанные в хрестоматии именами авторов, не ста­ ли уже давным-давно народными песнями тоже, песнями широчайше известными и любимыми? Вопросы, конечно же, чисто риторические. Ибо устой­ чивость учебника — отнюдь не последняя причина того, что прекрасные авторские тексты стали народными. Луч­ шие строки лучших кудесников слова жили в душах сра­ зу нескольких поколений, и стоило появиться музыке, спо­ собной всколыхнуть души, чтобы запели все сразу, что­ бы еще одна прочнейшая нить, именуемая народной песней, незримо скрепила ту историческую общность, что зовется русским народом. Вот что значит — 22-е! И невольно задаешься вопросом: ради чего чуть ли не каждый год меняются нынешние наши хрестоматии, всё более наводняясь материалом средним, случайным? А только что введенные новые так называемые гимнази­ ческие программы делают этот вопрос еще более умест­ ным, ибо с принятием этих программ школа наша дела­ ет еще один значительный и решительный шаг к ра зру ­ шению духовной укрепы русского народа. У Ирины, Ирочки, мезенской десятиклассницы, знав­ шей не понаслышке о положении на совхозной ферме, бы­ ли самые чистые, редкие теперь намерения: сменить на ферме вконец уставших старых доярок. Но им, девчушкам, пришедшим сразу после школы, вручили группы, коровы в которых практически не доят­ 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz