Площадь Первоучителей : лит.-художеств. и обществ.-полит. альм. / Мурм. орг. Союза писателей России, Администрация города-героя Мурманска, Мурм. гор. совет ; гл. ред. В. Тимофеев. - Мурманск, 2000. - N 2: [ Очерки, рассказы / В. Маслов]. - 317, [1] с.: ил.
Виталий МАСЛОВ «НА КОСТРЕ МОЕГО ГРЕХА» зило, что было это «изд. 22-е, без перемен». Двадцать два раза без каких-либо изменений издана хрестоматия, ре комендованная Ученым Комитетом Народного Просвеще ния в качестве учебного пособия реальным училищам и прогимназиям, гимназиям мужским и женским, семина риям учительским и духовным. 22-е — без перемен! Что это — косность, мертвечина? Но открываю заднюю доску — многостраничное «Со держание», и сразу другой, удивительно радостный во прос: «Да можно ли это назвать косностью — пусть даже и 122-е!» Аксаковы, Забелин, Батюшков, Буслаев, Жуков ский, Карамзин, Пушкин, Гоголь, Никитин, Лермонтов, Ло моносов, Давыдов, Языков, Крылов, Державин, Толстой, Гончаров — да всех перечислишь ли! А кроме того — 27 народных песен. Хотя почему — 27? А разве многие-многие стихотво рения, увенчанные в хрестоматии именами авторов, не ста ли уже давным-давно народными песнями тоже, песнями широчайше известными и любимыми? Вопросы, конечно же, чисто риторические. Ибо устой чивость учебника — отнюдь не последняя причина того, что прекрасные авторские тексты стали народными. Луч шие строки лучших кудесников слова жили в душах сра зу нескольких поколений, и стоило появиться музыке, спо собной всколыхнуть души, чтобы запели все сразу, что бы еще одна прочнейшая нить, именуемая народной песней, незримо скрепила ту историческую общность, что зовется русским народом. Вот что значит — 22-е! И невольно задаешься вопросом: ради чего чуть ли не каждый год меняются нынешние наши хрестоматии, всё более наводняясь материалом средним, случайным? А только что введенные новые так называемые гимнази ческие программы делают этот вопрос еще более умест ным, ибо с принятием этих программ школа наша дела ет еще один значительный и решительный шаг к ра зру шению духовной укрепы русского народа. У Ирины, Ирочки, мезенской десятиклассницы, знав шей не понаслышке о положении на совхозной ферме, бы ли самые чистые, редкие теперь намерения: сменить на ферме вконец уставших старых доярок. Но им, девчушкам, пришедшим сразу после школы, вручили группы, коровы в которых практически не доят 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz