Площадь Первоучителей : лит.-художеств. и обществ.-полит. альм. / Мурм. орг. Союза писателей России, Администрация города-героя Мурманска, Мурм. гор. совет ; гл. ред. В. Тимофеев. - Мурманск, 2000. - N 2: [ Очерки, рассказы / В. Маслов]. - 317, [1] с.: ил.

ПЛОЩАДЬ ПЕРВОУЧИТЕЛЕЙ ПУБЛИЦИСТИКА Варлаамий». Среди бумаг — письмо С. Кулакова, написан­ ное «не на примитивном русско-норвежском жаргоне, но на вполне литературном датско-немецком языке». Миссионе­ ры (о них как об источниках информации придется гово­ рить и впредь), побывавшие впоследствии в мурманских становищах, ж алуясь на отсутствие у промышленников христианской литературы , писали (цитирую по Т.А .Берн- штам): «...поскольку они грамотны, а читают что придет­ ся, в том числе и книги от иностранцев...». А уменье кар ­ тами навигационными пользоваться обязательно было и для мужика, который считался неграмотным. Так откуда же грамотность, если, к примеру, ни в Сем­ же, ни в ближайших селениях школ ни во времена Л е ­ пехина, ни в последующем столетии не было? И второй вопрос: а как ж е насчет грамотности «жен­ ского пола»? Им-то ведь карты не читать, за море не хо­ дить. «Епархиальные ведомости» в начале нынешнего века, оправдывая неуспехи миссионеров в борьбе с расколом в Семже и ее окрестностях, пишут, что главное препят­ ствие для них — не Жмаев, а «семесския старухи», кото­ рые «сплошь грамотны»! Пока, мол, миссионеры в Семже публично со Жмаевым беседовали, старухи те семженские отправились куда-то — будто бы в гости, но вместо гос­ тинцев, как оказалось, прихватили с собой книги старые. А потом, мол, — как снег на голову: один из соседних при­ ходов целиком в раскол перешел!.. Иная была система образования! Люди, еще и ныне живущие, помнят: за обучение детей в семье отвечала бабка, она их учила, это был ее, так сказать, долг семей­ ный. Если же по какой-либо причине своей бабки не бы­ ло, обучением занималась бабка чуж ая — или за умерен­ ную плату, или, так сказать, на общественных началах, а иногда и в дом ради этого бабку чужую брали, чтобы наряду с обучением помощь непосильная в домашнем хо­ зяйстве была... Остатки традиционной системы исчезли совсем недавно; перед войной я и сам, прежде чем пошел в школу, выучился читать по бабкиным рукописным кни­ гам, под бабкиным неназойливым руководством. Доучива­ лись потом внуки где могли: и по книгам, и по картам, и с помощью отцов на промыслах, но основа закладыва ­ лась тут, в семье. И диву радостному даешься: где еще (не только в России, но и вообще в Европе) грамотность была столь высокой, как в беломорских селеньях?! И нель­ 204

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz