Площадь Первоучителей : лит.-художеств. и обществ.-полит. альм. / Мурм. орг. Союза писателей России, Администрация города-героя Мурманска, Мурм. гор. совет ; гл. ред. В. Тимофеев. - Мурманск, 2000. - N 2: [ Очерки, рассказы / В. Маслов]. - 317, [1] с.: ил.
ПЛОЩАДЬ ПЕРВОУЧИТЕЛЕЙ ПУБЛИЦИСТИКА вообще. «Меньше надо вралей этих слушать и чи т а т ь ,— говорили по этому поводу в Семже, — потому что все можно вывернуть наизнанку!..» Когда о строительстве церкви старообрядческой все рьез заговорили, тогда здесь — не только шапка по кру гу Тут даже и не посыпались, но легли перед Жмаевым денежки: старик Анисим для этого дела полную чашку золота принес!» «Да ну? Полную чайную чашку?!» «Не чайную, а хлёбальную! Из каких суп всем засто льем хлебали! Семьи у Анисима не было, хором для се бя не строил, ничего для себя никогда не купил. А золо т о— от оленей: оленей стадо в тундре держал! Около ста да в чуме и жил...» Да, стало с тех пор Жмаеву не до хозяйства собствен ного. А ведь кормить-то семью кто-то должен. Если рань ше он только в отлучках бывал, пусть и длительных, то те перь редко его и дома видели. Едва семжинскую церковь закончил — в Койду ринулся, в ту самую, откуда и в ко торой— малыгинский род знаменитый, чуть ли не самая древняя фамилия в Беломорье, если летописям верить. Койда, по сравнению с Семжей, село богатейшее было. И там за счет койдян еще одну церковь старообрядчес кую Жмаев построил, да не абы как, а на фундаменте каменном!.. А ведь мало было храмы поставить, надо бы ло еще и службу наладить. Ради этого уже не он» в Кой ду, а койдяне вслед Жмаеву в Семжу поехали, учиться... Правда, миссионеры утверждали как-то, что, мол, не времени недостаток, а нелюбовь койдян вынудила Жма ева срочно, еще до освящения новой церкви, ретировать ся в Семжу: мол, и з-за его великой к женскому полу склонности. Мол, койдяне сказали: «Как начетчик ты нам нужен, а бабников своих хватает!» Более того, злые пра вославные языки докладывали даже, мол, принялся Жм а ев одной молодухе чудо показывать — золотую цепочку в шею вращивать, а та молодуха взяла да и забрюхате ла... Но это все, повторяю, только из православных ис точников. К тому же некоторые, из православных же, точ но то ж е про жмаевского помощника — про Паисия — го ворили. Старообрядцы подобных фактов вообще в памяти не удержали. А жизнь у Жмаева в это время конечно же кипела! Ведь что такое церковь? Она ведь и прежде и теперь — не 2 0 0
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz