Площадь Первоучителей : лит.-художеств. и обществ.-полит. альм. / Мурм. орг. Союза писателей России, Администрация города-героя Мурманска, Мурм. гор. совет ; гл. ред. В. Тимофеев. - Мурманск, 2000. - N 2: [ Очерки, рассказы / В. Маслов]. - 317, [1] с.: ил.

ПЛОЩАДЬ ПЕРВОУЧИТЕЛЕЙ ПУБЛИЦИСТИКА вообще. «Меньше надо вралей этих слушать и чи­ т а т ь ,— говорили по этому поводу в Семже, — потому что все можно вывернуть наизнанку!..» Когда о строительстве церкви старообрядческой все­ рьез заговорили, тогда здесь — не только шапка по кру ­ гу Тут даже и не посыпались, но легли перед Жмаевым денежки: старик Анисим для этого дела полную чашку золота принес!» «Да ну? Полную чайную чашку?!» «Не чайную, а хлёбальную! Из каких суп всем засто­ льем хлебали! Семьи у Анисима не было, хором для се­ бя не строил, ничего для себя никогда не купил. А золо­ т о— от оленей: оленей стадо в тундре держал! Около ста­ да в чуме и жил...» Да, стало с тех пор Жмаеву не до хозяйства собствен­ ного. А ведь кормить-то семью кто-то должен. Если рань­ ше он только в отлучках бывал, пусть и длительных, то те ­ перь редко его и дома видели. Едва семжинскую церковь закончил — в Койду ринулся, в ту самую, откуда и в ко­ торой— малыгинский род знаменитый, чуть ли не самая древняя фамилия в Беломорье, если летописям верить. Койда, по сравнению с Семжей, село богатейшее было. И там за счет койдян еще одну церковь старообрядчес­ кую Жмаев построил, да не абы как, а на фундаменте каменном!.. А ведь мало было храмы поставить, надо бы­ ло еще и службу наладить. Ради этого уже не он» в Кой­ ду, а койдяне вслед Жмаеву в Семжу поехали, учиться... Правда, миссионеры утверждали как-то, что, мол, не времени недостаток, а нелюбовь койдян вынудила Жма ­ ева срочно, еще до освящения новой церкви, ретировать­ ся в Семжу: мол, и з-за его великой к женскому полу склонности. Мол, койдяне сказали: «Как начетчик ты нам нужен, а бабников своих хватает!» Более того, злые пра ­ вославные языки докладывали даже, мол, принялся Жм а ­ ев одной молодухе чудо показывать — золотую цепочку в шею вращивать, а та молодуха взяла да и забрюхате­ ла... Но это все, повторяю, только из православных ис­ точников. К тому же некоторые, из православных же, точ­ но то ж е про жмаевского помощника — про Паисия — го­ ворили. Старообрядцы подобных фактов вообще в памяти не удержали. А жизнь у Жмаева в это время конечно же кипела! Ведь что такое церковь? Она ведь и прежде и теперь — не 2 0 0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz