Площадь Первоучителей : лит.-художеств. и обществ.-полит. альм. / Мурм. орг. Союза писателей России, Администрация города-героя Мурманска, Мурм. гор. совет ; гл. ред. В. Тимофеев. - Мурманск, 2000. - N 2: [ Очерки, рассказы / В. Маслов]. - 317, [1] с.: ил.

Виталий МАСЛОВ ЕЩЁ ЖИВЫЕ; чьей-то указки такой гвалт подняли! «Что вы, миссионе­ ры, врете-то?! Зачем нашего Аввакума трясете?! Прове­ рить ваши книги-то надо!» И полетела к чертовой мате­ ри тягучая логика миссионерская! Для Жмаева ж е лиш­ ний шум — что водица мутная, он всю жизнь в спорах яростных. Такого вот Анисья его и знала, когда за него, за вдов­ ца, пошла. Да и слыхивала о нем! И тоже — в его пользу... Мол, даже на пароходе, когда из Архангельска домой морем ехал, покоя ему миссионеры не дали: осадили дерзкого на православную церковь хулителя, вызвали на палубу верх­ нюю: ответствуй! И вот он — безо всякой поддержки сем- женской — один у борта, а напротив, через трюм, столь­ ко народа — пароход набок... А ведь, сказывают, к концу беседы пароход-то — выпрямился! Как только пружина была отпущена, Жмаев забыл, кажется, обо всем, кроме той борьбы, которую вел и преж ­ де, так сказать, в подполье. До семьи ли стало! В мано- венье ока, как грибок, словно из-под земли выскочила, з а ­ сверкала главкой-луковкой новенькая церковь старообряд­ ческая. На самом высоком обрыве семженском. Миссионеры уверяли потом, что церковь эта была самой первой старообрядческой церковью, построенной в России после объявления свободы вероисповедания. Самой пер­ вой! Спрашиваю: на какие шиши строили?! Деньги нема­ лые да сразу! От богатых единоверцев из центральной России дойти не успели бы — манифест-то в самую осен­ нюю распутицу был объявлен. «У самого Жмаева, — сме­ ю тся ,— в кармане — блоха на цепи, все богатство его — книги да кое-какие иконы! Не поп был, а начетчик, ему и копейки ни от кого не полагалось. Не на жмаевских ко­ пейках церковь выросла — староверы семженские скину­ лись. У них, от вина и табака отгороженных, деньжонки водились. Они и до этого всем миром друг другу настоя­ щие хоромы строили!..» Добавлю от себя, что противники жмаев-ские писали, мол, и в старую веру из православия люди переходили — чуть ли не за взятки... Но такое об­ винение еще со времен Алексея Михайловича стандарт­ ным стало, можно его встретить даже в таком прекрас­ ном издании, как «Москва в ея прошлом и настоящем». И касалось оно не только Семжи, а и старообрядчества 199

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz