Площадь Первоучителей : лит.-художеств. и обществ.-полит. альм. / Мурм. орг. Союза писателей России, Администрация города-героя Мурманска, Мурм. гор. совет ; гл. ред. В. Тимофеев. - Мурманск, 2000. - N 2: [ Очерки, рассказы / В. Маслов]. - 317, [1] с.: ил.
Виталий МАСЛОВ «НА КОСТРЕ МОЕГО ГРЕХА» тронешь — спуску не дадим», «Всё теперь колхозное — всё теперь мое». И таких шедевров чистого искусства, искус ства ради искусства — не счесть. Да, честно говоря, авто ры и не скрывали, объявляли с гордостью: «Работаем по соцзаказу — нас озадачили, мы написали, все поют!» Какой урон принесла эта нечистая сила и стране, и ис кусству! Додумать до точки — счастье. Найти слово, чтобы ре зультат выразить, — счастье двойное... Искра в книге — не от сути, до которой ты наконец докопался, а от той ярости, с какой ты к этой самой су ти стремился. То же, что при рыгье колодца — искра, по ка лопата о камень. Истина, суть — это уже то, к чему ты припадешь по том с большей или меньшей долей умиротворенности, как к воде. И чем трудней, искрометней был путь, с тем боль шей сопричастностью разделит твое удовлетворение чи татель... Истинный поэт, писатель отличается от всех прочих главным образом лишь одним — силой любви. В основе на шего творчества — любовь к родине, к отчизне. Если бес смертна родина, бессмертна и любовь к ней, бессмертны и художники, навсегда, честно и безоговорочно связавшие себя со своей родиной. Всякое иное творчество тоже име ет право на жизнь и тоже может выдаваться за великое и бессмертное, но это всё-таки не более чем подделка, и живы эти подделки лишь до той поры, пока живы и дей ствуют силы, делающие этим «бессмертным» искусствен ное дыхание. И если художник хочет, чтобы он в делах своих жил долго, он должен всё делать для величия, здо ровья и бессмертья родины. Начинается настоящий художник с воспитанья и осо- знанья собственной души, с познанья — любовного и горе стного, горького и сладкого — родины. Никуда от этого не уйти, ибо без этого не может быть ни человека недроб- ного, ни гражданина, ни тем более писателя. Но вот — всё есть: есть позиция, душа для любви воз мужала, есть любовь и предмет любви. И тогда душа встрепенется, будет метаться в поисках слова достойного, в поисках поэтического образа, соответствующего состоя нию художника. Тут, на пределах метания и покойной му дрости, и является тайна искусства, именно тут отрыва ется искусство от ремесла. 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz