Площадь Первоучителей : лит.-художеств. и обществ.-полит. альм. / Мурм. орг. Союза писателей России, Администрация города-героя Мурманска, Мурм. гор. совет ; гл. ред. В. Тимофеев. - Мурманск, 2000. - N 2: [ Очерки, рассказы / В. Маслов]. - 317, [1] с.: ил.

ПЛОЩАДЬ ПЕРВОУЧИТЕЛЕЙ ПУБЛИЦИСТИКА Так почему-то стыдно! Хотя мое-то д ело—■принять- передать. Тем более что шифровка, и все думают, что мне неведомо, что имею честь обрабатывать. Мы уже перешли рубеж, за которым любое движе­ ние человечества вперед должно быть заранее осмыслено и управляемо, иначе оно преступно. Инерция движения стала несравненно опаснее, чем инерция покоя. Поморы — неотделимая, плоть от плоти, часть Руси — несут в себе черты и великороссов и белорусов, и древ­ некиевского в них несравненно больше, чем в нынешних киевлянах. Но в таком случае — в чем же отличие Поморья как социальной и культурной общности от остальной сего­ дняшней Руси? Думая об этом, сравниваю Анну из знаменитого рас­ путинского «Последнего срока» и Сусанну из моей Вось- минки» (ни в коем случае не тщась поставить эти рас­ сказы в один ряд по литературным достоинствам). Ситу­ ация сходная, но сколь серьезна при этом разница. А может, дело в нашем случае и не в старухах вовсе, а в авторах? Правду о том, что делалось в гражданскую и кем де­ лалось, мы, кажется, только сейчас начинаем постигать. Но ведь об этом было сказано тогда же, во время граж ­ данской, и печаталось потом. Вот стихотворение М. Воло­ шина «Русская революция»: России душу омрачая, Враждуют призраки, но кровь Из ран её течет живая. Её — выделено мной. Но главное слово для раздумья — «призраки». «Реакционное чистое искусство», «искусство для ис­ кусства» ,— говорили нам в школе. Но если паче чаяния оно, таковое, есть, то существовало оно отнюдь не в той стороне, которую нам показывали. Вот оно — чистенькое, не имеющее никакой связи с жизнью: «Броня крепка, и танки наши быстры», «А з а ­ 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz