Площадь Первоучителей : лит.-художеств. и обществ.-полит. альм. / Мурм. орг. Союза писателей России, Администрация города-героя Мурманска, Мурм. гор. совет ; гл. ред. В. Тимофеев. - Мурманск, 2000. - N 2: [ Очерки, рассказы / В. Маслов]. - 317, [1] с.: ил.
Виталий МАСЛОВ «НА КОСТРЕ МОЕГО ГРЕХА» ся к задаче, которую блестяще как писатель решил Ав вакум три века назад. Конечно, были после него еще и ге ниальные стихи великого в своих предчувствиях и ощу щениях поэта — «Выхожу один я...», но это, так сказать, в иной плоскости. Для меня очевидно влияние Аввакума не только на судьбу моей родной Сёмжи, но и на характеры семжан в течение всех последующих веков. Я уже говорил как- то, что по преданию семжане пожертвовали на пропита ние ссыльному протопопу семужью тоню на Подпыесском, всего лишь в нескольких километрах от межевых, между Мезенью и Сёмжей, знаков, — это и сегодня одно из са мых семужьих мест на семженских берегах. Остался и до сих пор стоит на Подпыесском. на угоре, крест, постав ленный по преданию самим Аввакумом. Несомненно, что крест подновлялся, может, и н^ однажды, но в год тыся челетия Крещения Руси он еще был. Именно об этом кре сте писала КП .Гемп в своем «Сказе о Беломорье». Воз можно, что крест этот — единственное вещественное, что и ныне напоминает о пребывании Аввакума в Мезени. Ес ли не считать памяти, порой неосознанной: мой сосед в Сёмже — тоже Аввакум, более того — тоже Аввакум Пе трович. Напомню землякам, семжанам и мезенцам, о мезен ских годах великого ревнителя коренной русской веры, о мезенских годах его семьи и сподвижников. Опальный, уж е побывавший вместе со своей верной протопопицей Марковной в даурском аду, Аввакум при везен был в Мезень 29 декабря 1664 года — привезен с се мьею и близкими, всего 12 человек. В тот ж е день Марковна родила сына Афанасия. В тот ж е день протопоп сел за челобитную царю о вы даче хотя бы самого малого прокорма для семьи. Чело битная эта вместе с отпиской мезенского воеводы Цеха- нрвского пришла в Архангельск 20 января — еще предпо лагалось, что Мезень для Аввакума — лишь остановка по дороге на Печору, в Пустозерск. На тоне на Подпыесском Аввакум мог сидеть лишь летом 1665 года, поскольку первого марта 1666 года вме сте с сыновьями Иваном и Прокопием он был уже при везен в Москву, откуда в конце мая пишет в Мезень (в Ок ладникову слободу) Марковне: «Сижу в темной полате, весь обран и пояс снят...» 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz