Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

О героях-кораблях 91 дать и сам корабль, и каждый его рейс. И воспоминания причастных людей - на­ печатанные или оставшиеся в рукописях. И памятные доски, на которых имена тех, кто был участником последнего боя. Великая предстоит работа и сложна задача, но зато это будет память обо всех. Особо это подчеркиваю, ибо, к сожалению, довольно часто, увековечивается па­ мять одних, мы как бы узакониваем безвестность многих других. Энтузиазма одних лишь курсантов для создания мемориала будет, конечно же, недостаточно: сооружение его должно стать народной стройкой. Вряд ли най­ дется мурманчанин, который бы не захотел внести в это дело свою лепту - и тру­ довую, и, если потребуется, финансовую, - суметь бы только это дело организо­ вать... А как же с «Николаем Книповичем»? Не зря ли проделана большая работа? Нет! Все, что на сегодня сделано, в любом случае необходимо. Но закончить ны­ нешние работы, полагаю, можно на пункте ведомости «очистка и консервация». С тем, чтобы все очищенное и законсервированное стало впоследствии достоя­ нием мемориала. При этом, кроме вышеизложенного, ещё два соображения надо, на мой взгляд, иметь ввиду. Во-первых, корпус «Николая Книповича» нового слова в технике судостроения не представляет. Во-вторых, и от этого-то корпуса при восстановлении немало деталей будет выбраковано, а оставшиеся - не поте­ ряются ли они? Не утратятся ли среди новых деталей и конструкций? В этой свя­ зи разделяю тревогу генерального директора судоверфи Б. Д. Иванова, которому предстоит восстановлением корпуса заниматься (А. Цветков «От идеи к реаль­ ности», «Комсомолец Заполярья, 25 октября с. г.). Тем более, что ни двигателя, ни оборудования не сохранилось, а если, положим и удастся изготовить из дерева подделки (так называемый муляж), - не игрушки ли получим в итоге? Если же говорить о сохранении какого-то судна целиком, то, мне кажется, уже сегодня, загодя, должен идти разговор о сохранении ныне здравствующего флагмана ледокольного флота - атомохода «Ленин», первого в мире гражданско­ го судна на атомной энергии. Дабы не стало поздно, как с «Ермаком» когда-то. Атомоход «Ленин» стал не только новой вехой в мировом судостроении, не толь­ ко нашей национальной гордостью, но и для всей земли он стал символом нашего миролюбия, показал и доказал, что атом может быть и таким вот - мирным, на­ дежным, взывающим к разуму... Проблем с «Лениным» будет несравненно больше, чем с «Николаем Книпо­ вичем». Но, во-первых, если думать заранее, они разрешимы. Во-вторых, ничего не придется восстанавливать. В-третьих, в этом случае не останутся, думаю, в сто­ роне и высокие государственные органы... Здесь уместно вспомнить о названном выше миллионе, ибо уже сейчас, когда на заседании горисполкома зашёл разговор о будущем «Ленина», сразу же глав­ ным аргументом против его сохранения объявлено было отсутствие средств... А пока пожелаем славному атомоходу и его экипажу новых благополучных плава­ ний и счастливых возвращений в родной порт. Если есть в том, что сказано выше о создании мемориала, что-то стоящее, я предложил бы преобразовать оргкомитет по подъему и восстановлению «Ни­ колая Книповича» при горисполкоме в оргкомитет по созданию корабельно­ го мемориала в городе-герое. В том же составе, но с более широкими полномо­ чиями. И с очень непростыми задачами. Ибо, есть ли ещё где-нибудь что-либо подобное предлагаемому мемориалу? Но и пугаться надо ли? Взялись же мы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz