Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

90 Виталий Маслов О героях-кораблях Мнение писателя Благородное дело начато по решению горисполкома - работы по увековечи­ ванию памяти гидрографического судна «Николай Книпович». Нельзя не выска­ зать и глубокую признательность инициаторам этого начинания - и отдельным товарищам, и организациям. Да и как же не быть благодарным, если уж даже ле­ гендарный «Ермак» сохранить для памяти потомков мы не сумели. О серьезной патриотической работе в Мурманском высшем мореходном учи­ лище говорит заметка курсанта А. Закирова, опубликованная в «Комсомольце З а ­ полярья» 15 ноября: мореходцы решили шефствовать над восстановлением «Ни­ колая Книповича». Однако взяться за это письмо заставило меня выступление в еженедельнике «Рыбный Мурман» председателя совета ветеранов тралового флота Н. И. Малы­ гина. Он с горечью пишет, что двадцать пять кораблей флота, погибших во время войны, ждут, когда же дойдет очередь, чтобы и их память была наконец увековече­ на. Ждут те, кто воевал на этих судах и остался жив. Ждут и те, кто погиб вместе со своими кораблями. Больное, очень больное выступление... И подумалось мне - при всем благородстве нашего начинания: а тот ли по­ рядок увековечивания мы выбрали? Как быть вот с этими двадцатью пятью тра­ улерами? Как быть с теми, не менее заслуженными , чем «Николай Книпович», кораблями, которые были до него и после? Ведь если на восстановление «Нико­ лая Книповича» мы затратим, как следует из заметки А. Цветкова, не менее мил­ лиона рублей, то хватит ли у нас сил и средств, дойдут ли руки до увековечивания памяти кораблей-героев? Ведь и вправду, не только ветераны войны, как пишет Н. И. Малыгин, но и пионеры нынешние не дождутся... Очень прошу, чтобы поняли меня, не обиделись товарищи во главе с П. В. Вла­ сенко и В. Т. Жевноватым, которые столько сделали для подъема и доставки на причал того, что осталось от «Николая Книповича». Но я предлагаю упомянутый миллион употребить не на восстановление толь­ ко одного этого судна, а на создание Мурманского корабельного мемориала, в ко­ тором были бы увековечены все достойные памяти мурманские (а может быть, все арктические) корабли - рыболовные, военные, ледокольные, экспедиционные... И «Ермак», и «Красноармеец», погибший вместе с командой от торпеды у мыса Городецкого. И «Николай Книпович». И «Мурман» (бывший «Андрей Пер­ возванный») - первое в мире судно, построенное специально для комплексных океанологических исследований. На нем, кстати, по 1901 год работала Мурман­ ская научно-промысловая экспедиция под руководством самого Н. М. Книповича (и не это ли судно уже под именем «Мгла» в Великую Отечественную войну при­ вело на буксире к берегу вражеский самолет?). А «Персей» - первенец советского научно-исследовательского флота? Это целая эпоха в отечественной науке о море, «Персей» погиб в 1941 году от вражеской бомбы. Что я вижу в будущем мемориале? Хорошего размера точные модели каждого корабля. И рядом - то материальное, что от корабля сохранилось (если, конечно, сохранилось). И судовые роли, и документы, по которым можно было бы воссоз

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz