Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.
62 Виталий Маслов принимается решение о строительстве на мурманской стороне Горла, в Чапоме, ещё одной промысловой базы, и это несмотря на то, что строительство базы - это даже не миллион рублей, что строительные материалы здесь дефицитны и крайне необходимы для других целей, что цехов для обработки тюленя и без того уже до статочно и находятся они, можно сказать, за рекой, ширина Горла - менее 30 миль. Причем строить начали столь спешно, что чапомские колхозники узнали о строи тельстве лишь после того, как были оформлены необходимые документы в банке. И следы поспешности уже налицо. Если в Койде сегодня бьются над тем, чтобы временные сооружения заменить на капитальные, то в Чапоме, где построена но вая база, об очистных сооружениях вообще пока разговора нет. Но, может быть, стройка в Чапоме оправдана какими-то другими выгодами? Увы, напротив. Так, транспортные расходы по доставке сала и мяса из Чапомы по требителям здесь выше, чем аналогичные траты при транспортировке из Койды, в несколько раз и превышают стоимость самого мяса и сала. Однако и строительством чапомской базы дело не закончилось. Без ведо ма архангельских колхозов были перераспределены лимиты на добычу тюленя. И как перераспределили! Архангельской Койде, где работающих колхозников се годня 250 человек, было разрешено в 1985 году добыть тюленя меньше, чем в мур манской Чапоме, где работающих колхозников всего сорок человек. Еще более ра зительны цифры, если сравнивать нынешние лимиты архангельского Долгощелья с лимитами мурманских Чаваньги и Варзуги. О том, что это, видимо, принципиальная позиция руководства «Севрыбы», говорит и положение в колхозном рыболовецком флоте. Всем архангельским колхозам категорически отказано в приобретении не только новых, но даже хотя бы старых судов для морского рыбного промысла - одного из двух главных столпов, на которых в последние десятилетия держалась экономика этих хозяйств. Мол, нет и ждать не надо. И в то же время мурманским колхозам, тем же Чапоме, Варзуге, Чаваньге, в нынешнем году дали по одному сейнеру и обещали ещё по одному. Понятно, что развивать экономику мурман ских колхозов надо, но не в ущерб другим. Может быть, все происходит потому, что контора объединения находится не в Архангельске, а в Мурманске. Не берусь ответить на этот вопрос, но в одном уверен: справедливость требует безусловно го перераспределения лимитов между колхозами в соответствии с количеством работающих колхозников, и государственный, не местнический подход подска зывает не строительство новых баз, а доведение до совершенства существующих - с целью дальнейшего улучшения качества выпускаемого сырья. И наконец, пришло время спросить: а в какой мере решаются и решатся ли во обще главные сегодняшние поморские проблемы, если, положим, справедливость и с лимитами, и с распределением судов будет восстановлена? На мой взгляд, проблемы решены не будут. Более того, со временем они станут ещё болезненнее. А конфликт, который вдруг назрел между берегами - лишь отражение проблем, стоящих перед Поморьем. Сегодня оно стоит перед вопросами не менее серьезны ми, чем 10-15 лет назад. Каким будет его будущее? На чем будет базироваться та общность, которая сложилась здесь в течение веков, как авангард русского народа на Севере и именуемая поморами? И вообще, суждено ли сохраниться этому аван гарду, этой общности? Мое мнение, вынесенное из бесед по ту сторону беломорского Горла и по дру гую, таково. Если мы хотим, чтобы у здешних колхозов и деревень было надежное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz