Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

50 Виталий Маслов ло уже». И всячески подчёркивается: посуда, вилки, кушетки, диваны - оттуда!.. А ведь, наверно, известно автору: всё это, кроме, может быть, - кушеток, - общие приметы быта всего Беломорья. Разве не о тех же тарелках, ножах вилках, са­ моварах говорят записки С. В. Максимова, приводимые выше. Причём сделаны записки были в одном из самых дальних и, отнюдь, не самых богатых беломорских углов - в верховьях Мезени. И именно в те годы, о которых повествуется в рома­ не. А если учесть, что многие поселенцы-коляне были выходцами с беломорских берегов, в том числе и поморы, - стоит ли столь настойчиво подчёркивать, что коляне всего нахватались от заграницы. Конечно, говоря о том, что одна из героинь, Нюшка, грамотна, можно и так сказать, как делает это автор: «Нюшка две зимы ходила за плату учиться к дьяку. Он обучал чтению, счёту. Сам любил дремать на печи. Его жена заставляла уче­ ников мыть полы, посуду, носить дрова и умела так влепить затрещину, что дьяк вздрагивал на печи. - Ох, мать, мать! Вздыхал сердобольно. - отшибёшь ручонку о башку... По­ жалела бы. Но читать и считать Нюшка выучилась». Конечно, можно и так, тем более, что хрестоматийный пример - Ванька Жу­ ков - навсегда у нас перед глазами. Однако... В марте 1839 года в Коле была открыта церковно-приходская школа, в ней в первый год - тридцать учеников. Неужели всех вот так и учили? Впрочем, учи­ тельствовал не дьяк, а учитель Александр Холкин, приглашённый для этого из Ар­ хангельска... Но, может, Нюшка училась ещё до открытия школы? Но и до 39 года учеников в Коле было немало, - в 1826 году, например, - 32 человека, пусть и иная была система образования - семейная, домашняя и, кстати, традиционная для все­ го беломорья. Так неужели столь зажиточное и доброе семейство (смотри роман), так любящее Нюшку (читай, что у ней в сундуках), семейство грамотное, - отдало бы Нюшку на издёвку какому-то дьяку? Тем более - сирота она. Или другого бы учителя нашли или б сами выучили. К тому же, - и в самом большом доме её лёг­ кие умелые руки - не лишние были... И при всём этом - хотя б намёк со стороны автора на то, чем мы можем и долж­ ны, как потомки, гордиться: уже в начале семнадцатого века распространение гра­ мотности в Беломорье было, хотя и не сплошным, но повсеместным, что сложивша­ яся здесь система образования была достаточно результативна, чтобы обеспечить определённые устойчивые традиции. Мы уже говорили о странных жалобах на то, что старухи тут, «сплошь грамотные», говорили о том, какого уровня была обра­ зованность, грамотность эта, приводя для примера эпитафию братьев Личутиных и разногласия между священником и чубольской крестьянкой Александрой Яков­ левной Залеской. Мы могли бы привести также и известные описания здешних кре­ стьянских библиотек того времени. Бесчисленны и документы, подтверждающие, что некоторая относительная зажиточность крестьян - характерна была для всего беломорского побережья. Подчёркиваю слово относительная, ибо сами здешние, как теперь принято говорить, экстремальные условия требовали иного уровня жиз­ ни, чем, к примеру, в центральной России. Ибо для каждого района в зависимости от его условий, существует определённый минимум жизненного уровня, ниже ко­ торого существование людей, селений становится невозможным. Не учитывать это - значит, оправдать ошибки, допущенные нами не в столь далёком прошлом: людям нездешним только самые бедные из поморов (к тому времени название «поморы»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz