Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

Автобиография 481 все праздник. И в Каменке в пятом классе осенью, ещё по воде, месяца два жил в портовом доме у Дерягиных, где почти каждый вечер собирались молодые ба- бы-грузчицы и пели. «Запой, Виталя!» - и я запевал с печки. У них любимой пес­ ней была «У Муромской дорожки», правда, они пели «У Мурманской дорожки». Бабы бывали и выпивши и, порой, матюкались, но меня не смущало, они пели, и я их любил и до сих пор за версту со всеми здороваюсь. Так вот стал я писать стихи на третьем курсе - кое-что напечатано было, но вспомнить нечего, разве то, что в Мезени в «Севере», да «Мать» в альманахе «Советское Приморье». Но эти стихи были о том же, о чём был рассказ «Норд», о том и поэма «В сорок седьмом». Пишу, порой, стихи и до сих пор, но к поэзии это никакого отношения, счи­ таю, не имеет. А перелом наступил в феврале 1956 года, когда, будучи на крейсе­ ре «Александр Невский», прочитал поэму А. Яшина «Мать и сын». Помню, даже написал кому-то из композиторов: «Что ж вы комбайны и экскаваторы в оперные спектакли на сцену тащите! Вот же она, высокая поэзия, вот она Высокая музы­ ка!» Понял, что мне так, как А. Яшин, не написать никогда. После этой поэмы до «Золотой жилы» В. Фёдорова читал поэм не очень много. Из всех - «Золотая жила» до сих пор самая любимая. В 1958 году собрал большой материал о том, что намечаемое отключение от моря, от тральщиков некоторых поморских деревень грозит их гибелью. Никак не оформив, а, может быть, как-то оформив, отправил в «Советскую Россию», рас­ считывая, что там сразу же поймут мою болезнь и профессионально откликнутся. Тогда ещё понятия не имел обо всей структуре журналистской кухни (да и сейчас не больно знаю). Материал так и пропал, копий не было. Этот же вопрос через 10 лет поставил в своём рассуждении «Жить или не жить?», о том же, но на новом этапе, что факт передачи свершился, и деревни оказались на грани краха, рассуждал уже о методах спасения. Отдал в Архангельске одному из членов редколлегии «Севера» в надежде привлечь внимание. Он ответил, что в таком виде для печати не годится, и, вообще, я всё утрирую. Я не для печати и готовил. Я уже успел понять, что не сумею никогда написать очерк, хотя и напе­ чатал ранее в бытность в Тикси очерк в «Советской Якутии» о мотористе Н. Попен- кове. В Тикси же начал писать рассказы, решив, что они должны, прежде всего, «нравиться», решив, что, если будет рассказов десять, то назову «Тиксинский Де­ камерон». Были написаны «Ватерпас, или Козёл ищет похмелиться», «Рыбаков приехал в Тикси», «Баба с водяным подогревом», «Капитан с номерами», «Буся»... К нынешней моей книге рассказов не имели отношения, кроме, разве, «Капитана», которого писал с дальнего своего родственника. «Тиксинским Декамероном» назы­ вал, не зная, что был уже когда-то «Русский Декамерон» А потом и вообще охладел к настоящему «Декамерону», когда убедился, что те моменты в нём, которые меня больше всего восхищали, были трафаретами в литературе, ещё до Боккаччо. К тиксинским рассказам отношусь серьёзно в том смысле, что в них - насто­ ящая Арктика с её вольницей и вольностями. Тогда же была написана какая-то повесть, не помню, какая. В шестом рассказе, из десяти запланированных, понял, что пишу совсем не то, к чему лежит душа. Бросил писать и года полтора не писал... Думал насовсем, пока офицер, товарищ тиксинский, Иван Жилин вдруг как-то под весну прита­ щил на судно (а мы зимовали посреди бухты) всамделишного писателя, который забрал неоконченную повесть и два рассказа, которые были перепечатаны, и унёс

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz