Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.
474 Виталий Маслов То был капитан, которого называли Капитаном с номерами... То были последние отзвуки арктических пионерских времен... * * * Ушло то время. Уходят и свидетели... Вот и Бориса Макаровича не стало... Что сделать, чтобы дух его остался и на флоте, и в Мурманске? И думалось все о том же: конечно же, и моя вина есть... Надо только хорошо все вспомнить... Каков он был, Борис Макарович судоводитель, ледоколыцик, расскажут его соратники-судоводители, воспитанники-ледоколыцики. Я же обязан сказать то, чего никто, кроме меня, не скажет... Мы расстались 30 мая - за три недели до его кончины... А в продолжении предыдущих трех недель были у нас три непростых, серьезных, порой тяжелых разговора: 10, 23, 30 мая. Все они - не с бухты-барахты, все продолжение прежних бесед-разгово- ров-споров, порой многолетних, но уже далеко не в тех условиях, в которых на чинались... Вопрос, о котором нельзя забывать и которому Борис Макарович отдал много сил и внимания - забота о сохранении атомного ледокола «Ленин» после вывода его из эксплуатации. В последние годы это стало главной его заботой. Печальная участь «Ермака заставляет думать об этом загодя. Тем более что неофициально уже сообщалось о двух разработанных, секретных, как обычно, в то время проектах утилизации нашего атомохода - стоимость самих проектов при этом называлась такая, что не просто соизмерима со стоимостью работ по со хранению атомохода, но намного превышала эту стоимость. Впервые вопрос о сохранении «Ленина» был поднят, пробно, в 1986 году на заседании Мурманского горисполкома. До обсуждения серьезного дело не до шло: «Нет денег!» - на этом и закончилось. Поэтому надо было, не откладывая, добиваться, хотя б того, чтоб об этом во властных структурах стали говорить всерьез. Первый из последних наши разговоров, 10 мая 2001 года, длился уже 15 лет, начавшись 4 декабря 1986 года моей статьей, которую удалось опубликовать в «Полярной правде». О необходимости сохранить от уничтожения первое в мире атомное, гражданское судно после его вывода из эксплуатации. Но уже 24 декабря в той же газете напечатана статья Л. Гуревича, будущего депутата Госдумы, вроде бы об этом, вроде бы не об этом, а по сути - отлупная статья. И на этом «тему закрыли». Письмо в поддержку моего выступления опу бликовать не удалось. Категорически уходило от разговора на эту тему и Министерство морского флота. Я в то время на атомоходе временно не работал, и сообщил Борису Макарови чу о своей переписке в новогоднем письме от 30 декабря 1986 года. Не скажу, что тогда Борис Макарович воспринял мою статью с большим эн тузиазмом: судно ещё водило во льдах караваны, могло ещё долго водить. Вопрос не казался актуальным, но разговор начался именно тогда. 20 января 1987 года письмо «О сохранении ледокола «Ленин» отправил я в Президиум Верховного Совета СССР. И не ошибся. Сам Президиум ничего, конечно, не решал, но письмо, спущенное вниз из этого Президиума, не могло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz