Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

470 Виталий Маслов Воспоминания о капитане-государственнике славянине Б. М. Соколове По окончании гражданской панихиды позвонил мне в Сёмжу помощник депу­ тата областной Думы Илья Перов, известил, как прощаются с Борисом Макарови­ чем Соколовым мурманчане. Сказал, что прекрасно выступил на панихиде Юрий Сергеевич Кучиев, капитан-атомоходец, под чьим водительством впервые в исто­ рии надводное судно атомоход «Арктика» достигло Северного полюса. До этого Юрий Сергеевич много лет плавал на атомном ледоколе «Ленин» дублером капи­ тана и прекрасно Бориса Макаровича знал. Юрий Сергеевич, стоя у открытого гро­ ба своего соратника ещё раз подтвердил, какой он был воистину мудрый, не слу­ чайный в Арктике и на Земле, по-государственному мыслящий человек. Он сказал и подчеркнул, что Борис Макарович был ещё и настоящий славянин... Юрий Сергеевич умеет выбирать слова. И он выбрал именно это. Я уверен, что, если б в критический для нашего государства час во главе были не проститутки и стрекулисты, счастливо дуреющие, когда их небескорыстно на­ зывают своими друзьями биллы, буши и прочие коли, стояли бы люди, как славя­ нин Борис Макарович Соколов, осетин Юрий Сергеевич Кучиев, эстонец Эдуард Иосифович Купри, столько раз водивший в легендарную Антарктиду не менее легендарную «Обь», - бесстрашные мужественные люди, с абсолютно трез­ вым умом, всю жизнь самоотверженно созидающие величие и мощь Отечества, утверждавшие в мире наше государственное достоинство, - они никогда не допу­ стили бы предательства и распада, ибо эти великие люди знали и знают, какими трудами, ради чего созидали они и крепили наше государство Я - за экскурсовода, - старый, худоногий, не наученный, нерадивый. По му­ зею, пока несостоявшемуся: по трапам, палубам и отсекам - то тысяча ступенек вверх и столько же вниз, а то и вовсе почти без ступенек, зависит от моего настро­ ения, от того, кто экскурсанты. Когда предложат-прикажут вести иностранцев, особенно из стран пресытых, стараюсь правдами и неправдами отказаться, - что им атомоход наш - галочка в программе между завтраком и обедом. Возможно, когда фигуры покрупнее - пре­ мьеры и мэры, спикеры и сникеры, они, быть может, и слышали прежде о России и нашем судне, а остальные... О мировой истории, о том, что ни «Саване» амери­ канской первой атомной, ни «Гану» атомному немецкому, ни даже ...японской - все они стали строиться почти одновременно с нашим «Лениным», - так и не уда­ лось стать действующими кораблями, лишь мой кормилец отработал во льдах, даже не 25 лет, как планировалось, а 30, откуда им знать... Да и премьеры-спикеры вряд ли слышали, что мы б ещё работали, если б не Чернобыль. Что из эксплу­ атации нас вывели - так сказать, под танк кинули, - чтоб отрапортовать: меры приняты. Что топлива оставалось в реакторах - на несколько лет. Хотя при же­ лании король норвежский или премьер канадский могли, конечно, узнать все это и дома. Впрочем, такого уровня гостей вести по судну найдутся, слава Богу, люди поответственнее, чем я. Да и попробуй объясни-переведи им, как это - под танк ледокол бросили? Другое дело - наши школьники, наши студенты-курсанты, наши десантни- ки-контрактники. От них не откажусь, особенно от школьников класса так девя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz