Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.
Я не один на белом свете 385 Вы долго бились над тем, чтобы новому мурманскому посёлку морских нефтяников было присвоено имя Пересвета, чтобы не продолжался этот стран ный ряд названий Апатиты, Магнетиты, Никель. Получилось ли то, чего хоте ли? А новый квартал Мурманска не назвали, по вашему предложению, кварта лом Наркома в честь нашего земляка Николая Кузнецова? - Не дали. Те же люди, которые были против Дня славянской письменно сти и культуры, против памятника Кириллу и Мефодию. Пока мы в Мурманске бились, в Москве офицеры-патриоты задачу решили: есть теперь замечательный корабль «Адмирал Кузнецов», есть улица. Вы начинали проведение Дней славянской письменности и культуры. Нравится ли вам, как они проходят ныне? - Дни проходят в разных местах по-разному. Правило - центр праздника перемещается от города к городу - сохраняется: Мурманск, Вологда, Новгород, Киев, Минск Смоленск, Москва, Херсонес, Салоники, Белгород. В нынешнем году широко отпраздновал Псков. Конечно же, мне по душе, что и в Архангельске этот день не проходит не замеченным. Помню прекрасные конкурсы, проводимые «Правдой Севера», и главного зачинщика их - покойного Евгения Евгеньеви ча Салтыкова... Но я давно и ревниво прислушиваюсь: один город, другой, даже Якутск примеривается, а Архангельск-то, родной когда?.. В первом году, в 1986-м, праздник отметили 24 мая не только в Мурманске, но еще и в мезенской деревне Сояна - и в библиотеке сельской, и в клубе, и в шко ле. Они были первыми!.. Мне до слез дорого, если вижу, как выпускники несут по улицам Мурманска рядом с портретом знаменитого писателя портрет своего учителя. Проигрышное: уроков «Родное слово» не проводится в школах. К сожалению, после того, как праздник стал государственным, нередко замет но стремление выхолостить его объединяющую глубинную по истории, широкую по задачам суть - национальную и культурную. В 1998 году в оргкомитете при ми нистре культуры не было ни одного писателя - вот так праздник Слова. По всему СССР пошла в середине восьмидесятых годов слава о Доме Па мяти в вашей родной деревне (первом в стране), в котором увековечены сёмжа не, отдавшие жизнь за Отечество в войнах XX века, солдатские матери и вдовы. В каком виде сейчас Дом? - Недавно был в нормальном состоянии. Но ведь ныне новости порой такие, что кажется - и не зря ли и жизнь-то прожита... После моего отъезда случилось дома унизительное для меня и поразительное: некто зашёл туда и унес все иконы. Не раз говорили мне добрые люди: увези или хотя спрячь их. Но я, видимо, суеверный: увези - и Сёмжа разделит судьбу множества других деревень, с этого начиналось. Да и по-другому: в 26-м году иконы внесены в дом и, кроме одной, ни разу не выносились. И вот... А ведь не полый дом был оставлен: замчишко какой-ника- кой. В первый момент показалось: если б не могилы родные - не бывать больше... Был дом, стало помещение. К чему войдешь, перед кем свечу затеплишь?.. Никого, кроме себя не виню... Но все-таки отправил заявление в УВД Архангельской обла сти, генералу Уемлянину, поскольку фотографии икон унесенных есть, а у самых старых - и приметы особые, неповторимые. А вдруг всплывут иконы где-нибудь? Дом Памяти - он и в Мурманске со мною: копия книги сёмженских родов у меня в городе. Иногда читаю, дополняю. И мне отрадно: не один я... «Правда Севера», Архангельск, 16 сентября 1999 г. Беседовал Сергей Доморощенов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz