Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

376 Виталий Маслов тате Крымской проигранной войны Кольский полуостров пострадал во многих отношениях не меньше полуострова Крымского, - впору, если по нашему ны­ нешнему примеру, народ выселять... хотя, как писал Ф. Чижов в статье «Записки о Мурманском пароходстве», «мурманский берег сильно богат произведениями моря и может обогатить всякого ищущего в нем источника своего обогащения». При этом финансист Чижов безусловно учитывал, что иностранные судовладель­ цы, в чьих руках были наши северные внешнеторговые перевозки, имели на этом деле до 140 миллионов рублей золотом в год. Первое паровое судно на Севере - колесник «Легкий» мощностью 60 л. с. построено в Архангельске в 1825 году. Первое морское паровое судно вышло из Архангельска на Соловки в 1849 году (п /х «Подвиг») и в течение десятка лет оставалось единственным, хотя количество морских парусных судов увеличи­ лось за десятилетие с 756 до 1294. В 1861 году приобрел паровое судно «Вера» Соловецкий монастырь. 16 мая 1870 года Кольские промышленники во главе с М. А. Базарным образовали Товарищество Беломорско-Мурманского срочного пароходства с судами «Великий князь Алексей» (60 л. с.) и «Качалов» (40 л. с.). Но уже в третьем рейсе выбыл из строя налетевший на рифы «Качалов», а ещё че­ рез два рейса в том же положении оказался «Великий князь Алексей». Просуще­ ствовав четыре года, компания существование прекратила, самоликвидировалась. Учитывая опыт колян, понимая, у что для надежного плавания на Севере необ­ ходимы более мощные, лучшие из существующих паровые суда, Чижов отправил в Лондон на поиск таких пароходов капитана А. А. Линдена и 25 апреля 1875 года получил телеграмму: «Пароход вполне подходящий. Стоимость 11000 фунтов стерлингов», - (ок. 100 тыс. руб.). Ответ Чижова: «Покупайте пароход. Деньги го­ товы». В итоге были куплены два парохода - «Архангельск» и «Онега». 6 мая (ст. ст.) Александр Второй утвердил Устав Товарищества Архангельско-Мурманско- го срочного пароходства. К началу навигации суда прибыли на Мурман и стали на линию Архангельск - Вардо. Среди пайщиков пароходства наряду с Ф. Чижо­ вым (105 тыс. руб.), братьями Мамонтовыми (9 тыс. руб.), фабрикантом Морозо­ вым (2,5 тыс. руб.) был и колянин - рыбопромышленник Смолин Василий Ива­ нович (1250 рублей), Уже первая навигация оказалось удачной: расходы (вместе с покупкой судов) оказались меньше, чем предполагалось, доходы - больше. К то­ му же, как выполнившее все объявленные условия, пароходство могло рассчи­ тывать на правительственную поддержку - до 50 тыс. в год. Прибыль позволяла расширять флот, и уже к 1911 году у пароходства было 16 пароходов, и к началу первой мировой войны оно поддерживало регулярное сообщение со всем помо­ рьем, Мурманом, Н. Землей, Тиманским берегом, обслуживало мурманские про­ мыслы... Пароходство не самоликвидировалось: экспроприация, как и нынешняя смена собственника не могут служить основанием для того, чтобы считать исто­ рию пароходства прерванной, чтобы мы отказались от своей отнюдь не стыдной истории: не с 1917 года существует Россия... И чем дальше пароходство будет ра­ ботать на мировом рынке в новых условиях, тем четче должны мы сознавать: наша история - это наш капитал, потерять ее, хотя бы один год, - неразумно, недально­ видно. Имена Чижова, Саввы Мамонтова, древнейший княжеский род Оболен­ ских, если вести дело с умом, ещё могут послужить нам, сегодняшним, не всегда разумным. Надеюсь, что участники конкурса «Храмы России», «откопавшие» нам Чижова, откопают и с уважением явят нам и других причастных к истории паро­ ходства людей, достойных нашей доброй памяти. На Руси не принято было ки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz