Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

Сколько лет пароходству? 375 Вечер его памяти в Мурманской областной научной библиотеке не случайно прошёл 3 марта - в День освобождения Болгарии и всех южных славян от турец­ кого ига: великий славянин Ф. В. Чижов немало тому способствовал. Когда на ме­ сте нынешней (бывшей) Югославии стала создаваться обстановка наподобие сегодняшней, Чижов организует доставку, оружия в Далмацию, арестовывается австрийскими властями и передается в Россию, где лишается права жить в столи­ цах. Но и через четверть века после этого не ослабла его братская любовь к славя­ нам. Когда обстановка наподобие сегодняшней создалась и, как сейчас, в 1875 году началось открытое уничтожение православных славян, тогда тоже было достаточ­ но и Козыревых, и Черномырдиных, но имели тогда силу и влияние русские сла­ вянские патриоты Третьяковы, Достоевские, Аксаковы, Чижовы... Именно Ф. Чи ­ жов стал в 1875 году главным «виновником» отправки на спасение братьев сербов пяти тысяч русских офицеров-добровольцев, которые быстро и на несколько де­ сятков лет вперед навели там порядок... Такое нашими ненавистниками никогда нам не прощалось, не прощается и не будет прощаться. Вот где причина того, что мы - прямые наследники Ф. В. Чижова - практически ничего не знали о нем: на­ столько наглухо вымаран он был из нашей истории... Что было делать ему тогда, лишенному права жить в столицах, заниматься об­ щественной, преподавательской, издательской деятельностью? Переехал в Киев­ скую губернию, арендовал хутор, занялся шелководством, как обычно - активно, новаторски, доходно. Терпел, пока с треском не проиграла Россия Крымскую вой­ ну 1853-56 гг. Считает: главная причина - промышленная неразвитость, отсут­ ствие достаточной железнодорожной сети. Пишет: «Единственная... возможность покрыть Россию сетью железных дорог - это строить их независимо от государ­ ственного бюджета, то есть без обременения государства долгами...» Александр II разрешает опальному шелководу быть в столицах. Фёдор Чи ­ жов поселяется в Москве, где были сосредоточены главные творческие силы славянофилов, сотрудничает в их изданиях, с 1858 года редактирует и издает еже­ месячный журнал «Вестник промышленности», с 1860 года - еженедельную газе­ ту «Акционер», активно участвует в газетах «День» и «Москва». Вместе с другими единомышленниками, в первую очередь - с Саввой Ив. Мамонтовым, объединяет капиталистов-патриотов и начинает строительство железных дорог с уверенно­ стью: «брать средства во внутреннем (подчеркнуто мной - В. М.) кредите, который сам собой оживит нашу промышленную и торговую жизнь и при этом обеспечит построение полной сети железных дорог». При этом считаю необходимым под­ черкнуть, не объясняя, одну принципиальнейшую деталь, до понимания которой у нас ныне пока, кажется, никто из имеющих капиталы не дорос: самую первую дорогу начали они тогда строить - к Сергиеву Посаду... Став директором Москов­ ского купеческого банка и организовав Общество взаимного кредита Чижов вы­ купает у государства Московско-Курскую ж. д., начинает строительство Москов- ско-Киржайской, Шуйско-Ивановской, Волжско-Донской ж. дорог, продолжает Сергиево-Посадскую линию до Ярославля и Вологды. При этом и Купеческий банк и Общество взаимного кредита стали крупнейшими надежными финансо­ выми учреждениями в Москве, а обществами взаимного кредита, по примеру мо­ сковского Общества, в кратчайшие сроки покрылась практически вся Россия. Создание Чижовым пароходства на Севере - продолжение той же заботы об обустройстве России, вытеснения, где это необходимо чуждого интересам страны иностранного капитала. При этом необходимо помнить, что в резуль

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz