Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

Югославия: помнить историю! 371 Конечно, случайность, но ведь не кто иной, а Сава Владиславович, серб, ку­ пил на невольничьем рынке и подарил Петру I того самого арапа. И не в этом ли тоже - истоки постоянного интереса великого русского поэта к Балканам? «Чер­ ногорцы - что такое? - Бонапарте вопросил. - Это что за племя злое - не боится наших сил?» А знаменитый серб Михаил Андреевич Милорадович! Боевой генерал, участ­ ник суворовских походов, киевский генерал-губернатор, герой войны 1812 года, получивший титул русского графа... После войны - генерал-губернатор Санкт-Пе- тербурга. Защитник российской державности, он был сражен на Сенатской пло­ щади 14 декабря 1825 года пулей П. Каховского. Когда в начале века, напуганные мощью российской державы, все страны З а ­ пада, ослепленные ненавистью, подготовив Японию к войне с Россией, предатель­ ски встали против нее (вспомним «Варяга»!) единственная в мире страна - Чер­ ногория - поддержала Россию, объявила войну Японии. Где наша память? Нет, не случайно, маршрут Славянского хода, отправившегося осенью 1997 года из города-героя Мурманска по славянским православным странам, был обозначен именно так: «Мурман - Черногория». И то, что венок от моря­ ков Северного флота был опущен в море Адриатическое рядом с классом Марка Мартиновича - тоже закономерно: мы начинаем память обретать... Сегодня, в дни очередного покушения на Сербию, на сербскую и на нашу свя­ тыню - на Косово и Метохию (так правильно край называется по-сербски), когда очередной раз терпят издевательства наши братья - только за то, что они - пра­ вославные славяне, скажу о двух эпизодах из нашей общей истории, о которых мы тоже не имели права никогда забывать. Черногория. День сегодняшний. Служба в храме... Прислушайтесь: служба здесь - почти что на русском, как у нас. Обратитесь к первому встречному даже в самой маленькой деревеньке, и вас, русского, поймут, а каждый второй и отве­ тит по-русски. Поговорки здешние «На небе - Бог, на земле - Россия», «Русские могут все» - откуда это? Откуда эта любовь ко мне, недостойному, - во взгляде, в слове, в поступке? В прошлом году в Белграде увидела свет книга Ратислава Петровича «Влады­ ка Данило и Владыка Сава». О том, как на заре XVIII века эти владыки поставили себе задачей всемерно возбуждать в сербском народе любовь к России и на этой основе снова объединить разрозненные, притесняемые и угнетаемые сербские земли, создать и укрепить православное государство сербов. Владыка Данило, черногорец, в письме к брату своему в 1713 году написал и выделил: «Я - Мо­ сквы, Москвы, Москвы. Говорю, говорю, говорю: чей я - того и земля». Культ Рос­ сии, единственной страны, способной и готовой защитить сербов от католичества и ислама, был настолько всеобъемлющ, что именно тогда сербская церковь вместо традиционного сербско-славянского языка восприняла русско-славянский язык и вместо святосавского пения - русское пение. Поразителен результат, которого добились владыки: в 1768 году генеральный провидур Венецианской Республики получил небывало резкий, немыслимый прежде протест, подписи под которым - подписи всех сербских земель. «Царству Московскому, - говорилось в документе, мы должны и обязаны служить всегда, до последней капли крови, служить и уме­ реть за него... Если Богу будет угодно, чтобы мы все погибли, мы и тогда не пойдем от царства Московского, пока жив хоть один из нас». По сути, это был первый общесербский государственный документ, означавший, что новая Сербия состо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz