Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.
Не опоздать навсегда 367 Не опоздать навсегда К Дню славянской письменности Мы всегда опаздываем. Русский писатель, от «Слова о полку Игореве» начиная, не может не жить болями и радостями родной земли и родного народа, - в этом главное отличие и залог величия русской литературы. Прозревая пути Отечества в непроглядном лесу истории, он схож с обходчиком неторопливым, прикладывающим долу ухо, дабы слышать заранее, с какой стороны - тревога, с какой стороны стучат оче редные копыта. Тринадцать лет, начиная с 1973-го, пытались известные мне писатели обратить внимание русского общества на необходимость осознания русскими своей русско сти, своей причастности к славянству. К тому времени предстоящая беда уже была обозначена гениально чётко, - вспомним Рубцова! - и обращение к славянским корням уже виделось, как едва ли не единственная возможность подготовиться к встрече с этой бедой. Но как далеко было до корней! Сперва лишь бы самосо знание хоть чуть-чуть оживить, само слово «славянин» перевести из разряда ос меянных и преследуемых в ряд хотя бы разрешённых. Ошеломляло ожесточение, с каким сопротивлялись этому невинному желанию те, в чьих руках было пра во разрешать или не разрешать. Я еще не знал тогда, что завещание уничтожить славянство, включая его имя (выделено мной), было оставлено Энгельсом, чьи портреты красовались едва ли не в каждом кабинете. И словосочетание «День сла вянской письменности», соотнеся его не с Болгарией, а с нашей страной, удалось впервые напечатать лишь через 13 лет - в феврале или марте 1986 года в Мурман ском «Комсомольце Заполярья», вечная память его тогдашнему редактору Дми трию Александровичу Тараканову. Вызовом его на ковёр в соответствующий ка бинет дело не ограничилось, в главной мурманской партийной газете появились откровенно доносные выступления, обвинявшие нас в славянофильстве, причем обвиняли те самые люди, которые потом, в 1998-м, за несколько месяцев до югос лавского разбоя будут уверять, что НАТО - лучший наш друг, - посмотрите «Ве черний Мурманск» февральский... А ведь в 1986-м уже все трещало. Будь стоящие у власти озабочены судьбой государства, перехвати знамя будущего славянско го сближения, - мы и знамя отдали бы и стремление к сближению поддержали бы. Но не тут-то было! И все-таки, ежегодные празднования кое-что дали. Если в 1995 году из 60 пятиклассников на вопрос «Кто такие славяне?» лишь одна смелая девочка подняла руку и дала хоть какой-то ответ («Были такие древние люди!»), то ныне в пятом классе мурманские дети в большинстве своем уже знают, что если он русский, то он же ещё и славянин... А праздник, возрождённый в Мурманске, был подхвачен: с 1989 года - Киевом, с 1990-го - Минском, но - поздно! Мы не успели, слишком мало оставалось времени, чтобы подняться от сознания своей славянской сущности до крайней необходимости срочного объединения на но вой, национальной основе... Как плакали люди и молились, встречая и провожая памятник первоучителям славянским на пути их из Софии в Мурманск! Трещи ны раздельные уже разрывали человеческие сердца, будущие беды уже не про сто чувствовались, но уже обжигали. Не осознали мы этого и тогда, когда воззвал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz