Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

Покушение на алтарь 313 По юридическим, дипломатическим и еще каким-то другим причинам взять с собой этих самоотверженных ребят мы не смогли. Но вопрос не снят. Надо официально разрешить подобные шаги. И каждый раз делать так, чтобы знало окрестное население: тут есть русские, и они под за­ щитой России. И чтобы впоследствии, по возвращении домой, не оказались эти трудники изгоями, - как те наши парни, которые ушли в Боснию добровольца­ ми - защищать сербских братьев и честь России против Козырева, а сейчас, изра­ ненные, кто остался в живых, вынуждены оставаться там, в Республике Сербской, ибо нет для них в России ни пенсии, ни леченья. Думается, задача решалась бы проще, если бы был в Косове Русский культурно-информационный центр, о ко­ тором хлопочут наши верные друзья в Приштине, - как еще один канал прямой связи с майкой-Россией: для косовских сербов это был бы глоток воздуха, и допу­ стимо ли не пойти им навстречу, не дать им этого глотка? Тем более, что они сами готовы внести лепту в создании такого центра. И не могу не написать, без комментариев, о таком тоскливо высказанном со­ жалении - не пожелании (поздно!), а именно сожалении: - Были бы русские базы, всего две русские базы, - воздушная под Приштином да морская в Боке Которской, и никакой бы нынешней оголтелости в помине не было! ** * Спасибо Растиславу Петровичу за праздник, светлый праздник русско-серб- ский, сербско-русской любви, в который вылилось представление его книги о вла­ дыках Даниле и Саве. На заре XVIII века эти владыки поставили себе задачей: всемерно возбуждать в сербском народе любовь к России и на этой основе сно­ ва объединить разрозненные, притесняемые и угнетаемые сербские земли, со­ здать и укрепить православное государство сербов. Владыка Данило, черногорец, в письме к брату своему в 1713 году написал и выделил: «Я - Москвы, Москвы, Москвы. Говорю, говорю, говорю: чей я - того и земля». Культ России, как един­ ственной страны, способной и готовой защитить сербов от католичества и ислама, был настолько всеобъемлющ, что сербская церковь даже восприняла русско-сла- вянский язык и русское пение, недаром же и по сей день вы обойдетесь в Черно­ гории без переводчика... Поразительный результат, которого добились владыки: в 1768 году генеральный провидур Венецианской Республики получил небыва­ ло резкий, немыслимый прежде протест, подписи под которым - подписи всех сербских земель. «Царству Московскому, - говорилось в документе, - мы должны и обязаны служить всегда, до последней капли крови, служить и умереть за него... Если Богу будет угодно, чтобы мы все погибли, мы и тогда не пойдем от царства Московского, пока жив хоть один из нас». По сути, это был первый общесербский государственный документ, означавший, что новая Сербия состоялась. И они шли на смерть, принимали на себя удары османской империи, оттягивали турецкие полчища с тех фронтов, где решалась судьба главного противостояния Россия - Турция. Вот на какой основе, заложенной владыками, мужала самая верная наша, ни разу не изменившая нам сестра - Сербия. Вот в какую страну мы приехали, к разговору вот с какими людьми должны быть готовыми. И как это мудро, что Владимир Васильевич Кутырин, директор белградского Русского Дома (такой бы Дом и в Приштине!), выделяет и готовит для презентации зал именно в Рус­ ском Доме: каждый серб, каждый русский, думая о завтрашнем дне, должны знать, что сумели свершить тогда владыки. И зал полон. И среди белградцев - послан

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz