Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

Покушение на алтарь 311 В 1952 году судьба занесла меня в Албанию. И купил я там сборник албан­ ской поэзии на русском языке. И показалось мне, семнадцатилетнему, албанская поэзия чем-то душевно близкой. Чем?.. Потом, много лет спустя, ещё один сборник албанский в руках оказался. И, читая его, я вдруг обнаружил, что поэзия-то албанская по духу православная! А уж потом узнал, что до Э. Ходжи, до атеизации, албанцы в значительной своей части, может быть, даже превосходящей части, были православными. Более того, после албанской революции 1924 года премьер-министром страны был право­ славный епископ - поэт Фан Ноли, который сказал, что он сам и албанский народ «рассматривают Советский Союз, как свое Отечество», и тем не просто сблизил­ ся, но объединился с владыками Даниилом и Саввой и сербским народом. Разве об этом не надо помнить и напоминать? Потом, неизвестно каким образом, в моем сознании утвердилось, что исчез с политической арены Фан Ноли не без участия Сталина. Каково же было мое удивление и, если хотите, даже потрясение, ког­ да неожиданно, совсем недавно открылась, кажется, истина. Во-первых, стыдно стало перед Иосифом Сталиным, он-то уж, оказывается, совсем был не при чем. Во-вторых, вдруг поблек, значительно поблек, в очередной раз поблек облик на­ шей белоэмиграции. Оказывается, православного Фан Нолия смели, отстрани­ ли от власти, вышвырнули из Албании русские православные наемники - кон- но-казачья бригада под командованием генерала Улагая, - хорошо вооруженная, обмундированная в русскую военную одежду, сформированная по прямым ука­ заниям самого Врангеля. К власти в Албании был приведен Ахмед бег Зогуа... И я не имею права не сказать об этом, глядя на сегодняшнюю ситуацию в Косове, думая об истоках сегодняшней беды. А если учесть, что смещение православной власти в Албании было последним случаем, когда белогвардейцы проявили себя, как организованная военная сила, мы не можем не признать, что конец этой силы не был концом славным... Гудит Косово... И в то же время - а что сегодня происходит там, за Проклятой горой, на юге, откуда катятся волны через Проклятую гору?.. Из многих разговоров во время нынешней поездки осталось ощущение, что в Сербии четкого понятия об этом сейчас нет. А ведь по некоторым данным в самой Албании и сейчас до трети населения - православные, хотя относиться к этой цифре надо с опаской. Так нельзя ли как-то использовать наличие православия в Албании, хотя бы для того, чтобы взгляд у албанских детей в Косове стал помягче, пораздум­ чивее?.. Да, в Косове информационный пропагандистский пресс пропагандистов и террористов настолько подавляющ, что любое прямое обращение к здешним ал­ банцам почти наверняка будет безрезультатным. Но почему, например, не говорить об этом в передачах на мать-Албанию? Между тем, по словам Миливойе Михайло­ вича, мощность албанского приштинского радиопередатчика такова, что принимать можно не далее горы Проклятой. А ведь можно предположить, что именно сердце коренного албанца-шкиптара, оседлого, чтущего род и традиции, более отзывчиво к своему родному и вздрогнет по доброму, услышав по радио строки старых, извест­ ных, близких народу авторов, - например, первого албанского поэта Лека Матрен- га, умершего в 1615 году, призывавшего соотечественников к Христу. Или Пьера Буди, мечтавшего, «чтобы каждый храм и обитель» несли народу знание, резко вы­ ступавшего против Ватикана и сразу после этого, в 1623 году утонувшего, а может быть утопленного в Дрине. Или Пьетера Богдана, написавшего: «Сыны Израиля, вы порожденье зла». Или Иеронима Де Рада:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz