Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

306 Виталий Маслов ется за последние годы в Мурманске, вовсе, на мой взгляд, не значит, что это малое может влиять на общую ситуацию, но говорит, скорее, об обратном: равнодушие в русском обществе к тому, что совершается на Балканах, столь безнадежно вели­ ко, что даже слабенький проблеск мурманский душу сербу-патриоту греет и наде­ жду (дай бог, чтобы не призрачную) вселяет: а вдруг и вправду очнулась Россия?.. И тогда же, в первый день, стало очевидным, что тема «Россия и Сербия» станет главной при обсуждении книги Растислава Петровича «Владыка Данило и вла­ дыка Сава», представление которой было намечено на предпоследний день наше­ го пребывания в Сербии. Спасибо предприятию «Ирител» - Лазарю и Герте Трпковичам, которые по­ везли нас на машине предприятия к принцу Томиславу, в самый центр Сербии, в центр Балкан, в Тополу - наследное владение королевской династии Карагеор- гиевичей. В начале XIX века там, в Тополе, под руководством Георгия Петровича (Карагеоргия Петровича) - будущего монарха обновленной Сербии, родоначаль­ ника династии, вспыхнуло первое антитурецкое восстание. Высшую точку Топо- лы - гору Опленац венчает белокаменный храм Святого Георгия - усыпальница Карагеоргиевичей.... Поездка в Тополу могла бы стать предметом отдельной статьи и даже книги, - столько тут значимейшего, необычного для русского читателя материала! К тому же, для спутника моего, В. И. Большакова, монархическая форма правления - предмет пристального внимания. Только что завершенная им работа и называет­ ся «Николай II», и вопросы, в связи с этим обсуждавшиеся, тоже были весьма небезынтересны. Но сейчас кратчайшее - лишь то, что обещал и потому обязан передать. Осматривая убранство храма, законченного строительством сравнительно недавно - в 1930 году, мы отметили безукоризненность внутренней мозаичной отделки. Настоятель храма о. Радослав сказал благодарно: «Это работали русские эмигранты... Передайте русским людям моё уважение... Здесь верят в Россию, на­ деются на неё» А вот слова принца Томислава, сказанные на прощанье: - Хочу, чтобы мы вернулись к традиции. Не назад, а к традиции. Наша цер­ ковь давала то, что обеспечивало стабильность. Если народ теряет духовную осно­ ву, такую, как наша православная церковь, он теряет будущее. Я не религиозный человек, но понимаю, насколько значимо наше православие. Когда я был в Рос­ сии, я заметил, что вы в России намного духовнее, имеете то, чего мы здесь пока не имеем: у вас народ участвует в литургии, люди поют «Отче наш», «Верую»... Мы, в России и Сербии, должны вернуться к традиции, в этом случае я вижу боль­ шое будущее и сербского и русского народа, с этим мы можем идти в XXI век. Потом, во время дальнейшей поездки по Югославии, православие как основу будущего единения и самой Сербии и вообще славянства назвали тридцать собе­ седников из тридцати двух. * * * Серьезно говорили мы с руководителями Сербского союза писателей («Сою­ за книжников»). Мурманчане для них не в новинку, минувшей осенью участники хода Виктор Тимофеев и Викдан Синицын оказались участниками так называе­ мых Октябрьских чтений в Белграде, на которые ежегодно собираются писатели из сорока и более стран, а Дмитрий Балашов и Дмитрий Ермолаев поучаствовали

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz