Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

Мезенская «продлёнка- 21 в тридцать седьмом - дважды, последний - в сорок втором году). Четырнадцать раз разгружалась в Сёмже в зимнее-осенний период «Вятка» (в тридцать пятом - два раза, последний раз - в 1946 году). Семь раз приходил на осушку «Канин». Можно приводить и еще примеры. Для кого шёл груз через Сёмжу? Мне известно, что в основном это был гене­ ральный груз для Мезенского, Лешуконского и Удорского районов. И хотя возили тогда из Сёмжи на лошадях, такой вариант считался выгодным. Сроки «сёмженской навигации» в то время ограничивались октябрём-дека­ брём, но не из-за того ли, что Архангельский порт в более поздние месяцы уже не работал? Есть у сёмженского варианта мезенской «продленки» и минусы. Во-первых, на несколько часов в сутки, на время всплытия судна при приливах, грузовые ра­ боты будут прекращаться. Хотя в какой-то мере это компенсируется возможно­ стью ставить тракторы с санями сразу под оба борта в остальное время. Во-вторых, тракторная дорога из Мезени в Сёмжу в нынешнем ее виде может быть использо­ вана лишь с конца ноября до начала апреля, - лимитирует переправа через речку Пыю. В-третьих, увеличивается расстояние до районного центра - около 36 кило­ метров. И все-таки при всем этом мне кажется очевидным, что «сёмженский» вариант зимней навигации на Мезени рациональнее вариантов «Каменка» и «Кривка». Тем более, что дороги - для любого пункта проблема. Очевидно и то, что осушной метод сколько-нибудь широкого распростране­ ния за пределами Мезени не получит, ибо сходных с сёмженскими условий - не­ замерзающий залив, прекрасный берег, громадные приливы, отсутствие волнения зимой - нигде более нет. Наиболее трудным, на мой взгляд, будет переломить психологию судоводителей. Поскольку материал этот собирался методом опросов, возможны в чем-то небольшие неточности. Более подробно о тридцатилетних плаваниях в Сёмжу в зимних условиях могли бы, вероятно, рассказать бывшие моряки, ныне пенси­ онеры, сёмжане Ксенофонт Васильевич Маслов (сын того Василия Семёновича, о котором говорилось выше), Григорий Тихонович Маслов (работал старшим лоц­ маном в Мезенском морском порту) и другие, а также старейший из сёмжан - Се­ мён Виссарионович Маслов, со слов которого и записаны почти все приведенные здесь сведения. Эксперимент по продлению навигации в Мезени можно было бы провести, при необходимости, уже в нынешнем, 1979, году, ибо впереди - ещё пять меся­ цев. И за это время можно вполне подготовиться к эксперименту: осмотреть берег, определить места возможного складирования груза, выставить навигационное обеспечение для подхода и постановки на осушку, просмотреть архив пароход­ ства - для ознакомления с опытом сёмженских рейсов, подобрать заранее судно, запросить у гидрометслужбы результаты многолетних наблюдений за приливами и льдом, которые велись в Сёмже вплоть до прошлого года... И так далее, потому что дело сложное, и забот с ним немало. Виталий Маслов. Писатель «Правда Севера», Архангельск, 19.04.79 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz