Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

ОДне славянской письменности и культуры 297 комитет по делам молодежи, Союз писателей России и Фонд культуры, и тот слой культурный, который сложился к средине 1992 года, на который могли опереть­ ся в своей работе. Созданное ранее этого Объединение обеспокоенных учителей, как бы растворилось в этом слое, стало закваской всех главных дел. И тогда же, в итоге, определила главную задачу работа с молодежью. Особую тревогу вызы­ вает очевидная деградация системы образования, все громче разговор о создании программы «Русская школа». Пока же сторонники этой программы разъединены, лишены официальной поддержки, и противостоять разрушительным тенденциям не в состоянии, но проблема налицо, и очевидно, что вопрос о русской националь­ ной школе неизбежно и скоро встанет со всей серьезностью. Говоря о будущей программе «Русская школа», надо иметь ввиду, что десятилетие, с 1995 года, объ­ явлено международным десятилетием коренных народов Севера, в рамках кото­ рого неизбежно будут обсуждаться и вопросы национальных школ, саами, коми и т. д. Совершенно необходимо в рамках десятилетия поставить вопрос и о нацио­ нальной школе русской, ибо русские на Севере - тоже народ коренной. Это необ­ ходимо утверждать и внедрять в сознание... Это не все хотели бы принять. И роль деятелей культуры писателей в этом деле незаменима. В заключение - о писателях, работающих сегодня в Мурманской области. Литература Кольского края - часть общероссийской литературы, часть, до­ статочно своеобразная. Здесь сосуществуют, безусловно, обобщая друг друга, рус­ ская, саамская и финская - ветви этой литературы, всходят первые ростки лите­ ратуры коми-ижемской. Для каждой из них, при всем их различии, характерно обращение к конкретным жизненным и историческим реалиям. Издревле заселенная лопарями-саамами, Кольская земля около семи веков назад стала осваиваться русскими (новгородцами), которые несли с собой высо­ кую культуру, в том числе письменную. Письменная традиция русского населения, особенно это касается беломор­ ского побережья, начинаясь от берестяных грамот, практически не прерыва­ лась, чему способствовала традиционная домашняя система образования: школ не было, а при переписях фиксировалась почти поголовная грамотность. Много­ численные свидетельства говорят, что поморы-моряки владели иностранными языками, и не только широко распространенной смесью норвежского и русско­ го, но, к примеру, и вполне литературным датско-немецким языком. На Терском берегу Кольского полуострова записано много произведений русского народного творчества. Здесь родилась знаменитая сказительница Марфа Крюкова. Рождение письменной традиции российских саамов в современном ее пони­ мании относится к началу XVI века. Тогда же началось обучение саамских детей на родном языке по азбуке, составленной Феодоритом Кольским, сначала в рай­ оне Колы, затем в западных погостах. Древняя письменная традиция российских саамов была трагически прервана в 1589 году, когда объединенный отряд шведов и финнов поголовно вырезал лопарей - носителей этой традиции, уничтожил храмы и книги. Возобновилась саамская письменность после большого перерыва, до нас дошло несколько книг, напечатанных, как тогда говорили, на русско-лопар- ском наречии, в том числе Евангелие от Матфея 1878 года... После 1917 года саам­ ская письменность опять практически исчезла, - до 1989 года, когда вышла в свет первая художественная книга на саамском и русском - «Ялла» Октябрины Воро­ новой. После этого дружно входят в литературу саамские писатели следующего поколения - А. Антонова, Н. Большакова, Э. Галкина, П. Данилова, Е. Коркина

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz