Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

26 Виталий Маслов Мезенская «продлёнка» На важную тему Мезенцы сегодня более всего обеспокоены тем, чтобы удлинить навигацию на Мезени. Радостное, надо признаться, событие, ибо свидетельствует об активи­ зации экономической жизни района. Зная, что речь идет в основном о двух воз­ можных пунктах осеннее-зимней обработки судов - о Каменке (левый берег Ме­ зени) и о Кривке (правый берег вблизи районного центра), представляя, сколь непростым и дорогим делом было бы поддержание ледового канала между морем и этими пунктами (общие в таких случаях трудности усугубляются сложностью фарватера и мелководьем, особенно у Кривки, а также сильнейшими течениями), считаю нужным сказать, вернее - вспомнить ещё об одном пункте и еще об одном, ныне совсем забытом, способе зимней обработке морских судов, который, на мой взгляд, и может дать резкое удлинение мезенской навигации Но сначала - из истории. 1915 год, октябрь, Мезень уже стала. И тем не менее из Архангельска на Ме­ зень отправляется пароход «Фёдор Чижов». Благополучно сдает там груз и воз­ вращается в Архангельск. И опыт этот неоднократно повторялся. Более того - в 1927 году поздней осенью на Мезень было сделано три рейса, причём суда приходили уже те, которые ещё памятны большинству мезенцев и сегодня - «Вят­ ка», «Вологда», «Профсоюз». В 1928 году по одному посленавигационному рейсу на Мезень сделали «Со­ фья Перовская», «Революция» и два рейса - «Канин». Всего же с 1915 по 1946 год мне известно шестьдесят пять таких рейсов. Так что говорить сегодня о зимних рейсах на Мезень, как о чем-то новом, было бы явно неправильно. Все суда, участвовавшие в те годы в мезенской «продлёнке», разгружались в незамерзающем устье Мезени, на правом берегу, неподалеку от деревни Сёмжа. И обрабатывались они не «припайным», распространенным ныне, а «осушным» методом, при котором суда, пришедшие на полной воде, с отливом не уходили, а оставались на берегу, и лебедки опускали груз прямо на сани: извозчики разъез­ жали на конях посуху вокруг судна, и это считалось обычной работой. Хотя грунт для постановки на осушку весьма благоприятен - песок с не­ большой примесью ила, камней нет, осушка широченная и берег отлогий - од­ нако постановка судна на осушку - операция весьма ответственная. И было бы несправедливым не вспомнить тех, кто провел ее успешно впервые, может быть, даже в мировой практике, - местных лоцманов Дмитрия Николаевича Минькина и Василия Семёновича Маслова. Суда ставились на осушку немалые (высота приливов здесь около восьми ме­ тров, позволяет), не меньше, чем те, которые принимает Мезенский порт сегодня. Например, 10 декабря 1942 года даже знаменитый «Седов» в Сёмжу приходил. Ни одно судно, за исключением «Седова», не имело ледового класса. Конеч­ но, чтобы отправить зимой в Мезень предельного для здешних глубин «Седова», нужен был большой опыт подобных плаваний. Он к тому времени был накоплен, ибо суда в «продлёнку» отправлялись чаще всего одни и те же. Так, упомянутая выше «Вологда» была на осушке восемь раз (первый - в двадцать четвертом,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz