Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.
26 Виталий Маслов Мезенская «продлёнка» На важную тему Мезенцы сегодня более всего обеспокоены тем, чтобы удлинить навигацию на Мезени. Радостное, надо признаться, событие, ибо свидетельствует об активи зации экономической жизни района. Зная, что речь идет в основном о двух воз можных пунктах осеннее-зимней обработки судов - о Каменке (левый берег Ме зени) и о Кривке (правый берег вблизи районного центра), представляя, сколь непростым и дорогим делом было бы поддержание ледового канала между морем и этими пунктами (общие в таких случаях трудности усугубляются сложностью фарватера и мелководьем, особенно у Кривки, а также сильнейшими течениями), считаю нужным сказать, вернее - вспомнить ещё об одном пункте и еще об одном, ныне совсем забытом, способе зимней обработке морских судов, который, на мой взгляд, и может дать резкое удлинение мезенской навигации Но сначала - из истории. 1915 год, октябрь, Мезень уже стала. И тем не менее из Архангельска на Ме зень отправляется пароход «Фёдор Чижов». Благополучно сдает там груз и воз вращается в Архангельск. И опыт этот неоднократно повторялся. Более того - в 1927 году поздней осенью на Мезень было сделано три рейса, причём суда приходили уже те, которые ещё памятны большинству мезенцев и сегодня - «Вят ка», «Вологда», «Профсоюз». В 1928 году по одному посленавигационному рейсу на Мезень сделали «Со фья Перовская», «Революция» и два рейса - «Канин». Всего же с 1915 по 1946 год мне известно шестьдесят пять таких рейсов. Так что говорить сегодня о зимних рейсах на Мезень, как о чем-то новом, было бы явно неправильно. Все суда, участвовавшие в те годы в мезенской «продлёнке», разгружались в незамерзающем устье Мезени, на правом берегу, неподалеку от деревни Сёмжа. И обрабатывались они не «припайным», распространенным ныне, а «осушным» методом, при котором суда, пришедшие на полной воде, с отливом не уходили, а оставались на берегу, и лебедки опускали груз прямо на сани: извозчики разъез жали на конях посуху вокруг судна, и это считалось обычной работой. Хотя грунт для постановки на осушку весьма благоприятен - песок с не большой примесью ила, камней нет, осушка широченная и берег отлогий - од нако постановка судна на осушку - операция весьма ответственная. И было бы несправедливым не вспомнить тех, кто провел ее успешно впервые, может быть, даже в мировой практике, - местных лоцманов Дмитрия Николаевича Минькина и Василия Семёновича Маслова. Суда ставились на осушку немалые (высота приливов здесь около восьми ме тров, позволяет), не меньше, чем те, которые принимает Мезенский порт сегодня. Например, 10 декабря 1942 года даже знаменитый «Седов» в Сёмжу приходил. Ни одно судно, за исключением «Седова», не имело ледового класса. Конеч но, чтобы отправить зимой в Мезень предельного для здешних глубин «Седова», нужен был большой опыт подобных плаваний. Он к тому времени был накоплен, ибо суда в «продлёнку» отправлялись чаще всего одни и те же. Так, упомянутая выше «Вологда» была на осушке восемь раз (первый - в двадцать четвертом,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz