Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

288 Виталий Маслов ках одного-двух человек, проведем праздник в Мончегорске заранее, но пригласим для участия и выступлений всех, кто необходим!.. А поскольку к тому времени праздник 1 мая стал как бы и есть он, а как бы и нет, - решили День славянской письменности провести 30 апреля, а праздничный спектакль под знаком Дня сла­ вянской письменности - 1 мая. 30 апреля практически в каждой школе встречали наиболее опытных литераторов, профессоров, доцентов Мурманского пединсти­ тута, причем, уроки «Родного слова», как эти встречи назывались, были обоюдно полезными: с одной стороны - страстное краткое выступление тех, кто посвятил жизнь слову, с другой - выставки, постановки, посвященные празднику, показ того, что сделано в каждой школе, в каждом классе, вот, что было самым важным, на наш общий гостевой взгляд, на этих уроках... А праздничный спектакль в главном самом большом зале города, поставленный силами учителей и школьников по сценарию победительницы конкурса «Храмы России», шедший три с половиной часа на еди­ ной чистейшей ноте, во славу родного слова и родной культуры, был изумителен. Все 18 школ города выступили, как единый коллектив. А в заключение зал, стоя, потребовал на сцену, не выходившую до той минуты, учительницу 1-й школы, руко­ водительницу Славянского комитета Наталью Павловну Журавкову... Так был «нарушен» календарь праздника и в последующем это «нарушение» распространилось на другие города области - Снежногорск, Ревду, Оленегорск, Ловозеро, Кандалакшу, а праздник в Мурманске 24 мая стал вершиной работы. А в Умбе, например, главное мероприятие было проведено даже в феврале и глав­ ным событием этого главного события было вручение литературной премии Бае­ ва - Подстаницкого школьнику, победителю конкурса «Храмы России» Роману Игнатову. Постепенно расширялись временные рамки подготовки к празднику. По­ скольку одного-десяти дней оказалось явно недостаточно, заинтересованные учителя подготовка праздника, проведение ежегодных уроков стали сами по себе составлять план Дня славянской письменности, затем такие планы появились у некоторых городов. Причем первые пункты в планах оказывались в самом нача­ ле учебного года, а завершался план 24 мая. И признать надо, что и по этой части серьезнее всех работа велась в Монче­ горске, и возглавлялась эта работа все тем же Славянским комитетом... Упомянув второй раз о комитете славянском, должен отметить странное я в ­ ление, которое приходится наблюдать в связи с этим комитетом. Будучи предсе­ дателем областного Фонда культуры, в создании и работе каких только комите­ тов, ассоциаций, обществ и т. д. не приходилось мне участвовать: Союз финнов, Межнациональный союз казаков, объединения коми, саамов, финоугорских на­ родов - и все тихо, все прекрасно. Но как только образовался в Мончегорске Сла­ вянский комитет, тут же, немедленно понеслись окрики грозные и на уровне Мон­ чегорской, и на уровне мурманском областном: «Как посмели?!» И разного рода «-измы» уже наготове. И хотя власти - ни Мончегорские, ни областные - к окри­ кам этим отношения ни малейшего не имели, но все-таки подействовало: кое-кто из комитета славянского ушёл без шума. А вот учителя, в первую очередь именно учителя, остались, ибо понимают: любая культура начинается со слова, и не под­ держать возрождение праздников слова (а именно ради подготовки и проведения их комитет и создавался), - значит, забыть о главном предназначении учителя. Первая программа Славянского комитета была предельно конкретна: под­ готовка праздника, проведение ежегодных уроков «Родное слово», организация

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz