Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.
ОДне славянской письменности и культуры 287 и, не повторяя ошибок, расчищать сваи - вот для чего все это нужно: и Дни сла вянской письменности - славянской, саамской, коми, финской и т. д., - и «Храмы России» (имеются ввиду не только и не столько храмы-церкви, но и наши верши ны духовные: и Пушкин - храм, и Ломоносов - храм..., а последние годы посту пают сочинения и о современных писателях, как храмах духовных), и осмотри тельность, когда политиканы, уже современные, как бы примыкают к движению и, не афишируя целей, преследуют задачи старые, - в сторону, в сторону, на боло то... Жаль, что Союз писателей России, задавленный другими заботами, превра тился в последние годы из организатора праздника не более, чем в его участника. Приказал долго жить постоянный оргкомитет праздника при Союзе писателей. Спасибо В. М. Клыкову, возглавляющему Международный фонд славянской письменности и культуры: он тянет, он не дает заглохнуть... Да, порой в централь ных праздниках письменностью и не пахнет, - вообще культурой, но обвинять в этом, некой однобокости праздника именно Вячеслава Михайловича - нет ос нований: однобокость - потому только, что писатели свое плечо убрали... Что представляют собой Дни славянской письменности в Мурманске? О первом празднике кое-что в свое время было написано. К тому же, и в Вологде, и в Новгороде, где мне посчастливилось на этих праздниках побывать, все было куда шире и интереснее, чем в Мурманске. Следует поклониться талантливому организаторству, энергии Владимира Ширикова из Вологды. Ведь, если говорить строго, именно он «двинул» праздник по стране, он, выйдя на сцену на первом празднике в Мурманске, сказал: «В будущем году центром праздника будет Во логда!» И все наработки, которые удалось сделать в Мурманске - конференция, выставки, уроки родного слова - увез и затвердил в Вологде, а сколько добавил нового. А насколько круг участников расширил! Да, в Новгороде было все ещё в большей степени, там вообще свершилось то, что для прошлого и будущего невозможно переоценить, впервые за семьдесят лет открыто, как неотъемлемая часть русской культуры, выступила на празднике Русская православная церковь - и всей массой прихожан, и крупнейшими сво ими иерархами, в том числе - митрополитами Питиримом и Алексием. Но там, в Новгороде был организатором Борис Романов, и этим все сказано! Важно, чтоб и Владимиру Ширикову при случае спасибо сказать не забыть! В Мурманске же вслед за первым праздником все пошло как бы само со бой. Потому что там был Виктор Тимофеев, который при всем желании не пое хал ни в Вологду, ни в Новгород, ибо понимал: там - представительство, в Мур манске - работа, которую без него никто не сделает. Так, «само собой», с годами нарабатывались молодежные фестивали поэтические, общегородские шествия праздничные и т. д. и т. д. Что-то отмирало, что-то приживалось, но почти сра зу определилось: ради достижения целей, для которых праздник возродился, од ного дня 24 мая или даже десяти дней - конечно же, недостаточно. Во многих ли классах, например, смогут провести урок «Родное слово» за эти дни десяток Мурманских писателей, несколько преподавателей пединститута, два-три заинте ресованных журналиста? Разве сможет оказать серьезное влияние на ход и смысл праздника в каком-либо из городов области одно единственное выступление в этом городе писателя или члена литобъединения? Первым решился Мончегорск. Славянский комитет и администрация - отдел образования и отдел культуры, в какой-то степени руководство комбината «Севе- роникель» сказали: чем у Мурманска просить для участия в уроках и в праздни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz