Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

286 Виталий Маслов на будущее». Полагаю, работа достойна опубликования в «Севере». Отметил бы также работу 11-классника Дмитрия Бабошина из Мончегорска на тему «Славян­ ское порубежье, год 1996 (Чечня, история вопроса. Что делать?») В 9-м классе Д. Бабошин был победителем за работу «Мы - русские! Какой восторг!» (тема «Русофобия»), Уже издана отдельной брошюрой «Введение в хозяйственную историю Соловецкого монастыря» упомянутого выше студента-экономиста В. Жукова и его однокурсника Антона Емельянова. На конкурс «Храмы России» поступила и представленная в данном номере «Севера» книга Максима Салты­ кова «Ветер Безвременья - Мурман»: на конкурсе нередко поступают работы независимо от их темы, работа М. Салтыкова - из таких работ. Эта работа, кста­ ти, не стала победительницей конкурса, но была сразу же по поступлении издана отдельной книгой, и передана в качестве соискателя литературной премии Кон­ стантина Баева - Александра Подстаницкого (за лучшую первую книгу молодого автора) и заняла первое место там. Итоги конкурса Баева - Подстаницкого (уч­ реждена администрацией области) подводятся так же, как и итоги «Храмов Рос­ сии», - к 24 мая. Конечно, даже только чтение сочинений: в том числе - «вне темы» - для чле­ нов Союза писателей и для членов литобъединения - нагрузка немалая. Во вре­ мена не очень давние рукописи шли в Мурманское книжное издательство: где и рецензировались, сейчас издательства в прежнем смысле нет, раньше комсомол чуть-чуть, но платил литконсультантам, часть рукописей шла и этим путем. Лит- консультанты канули вместе с комсомолом и Советской властью. Теперь остался только литактив и общественные начала. А что делать? (Хотя - так бы к месту эти литконсультанты. Например, вместе со всеми писатели, члены Союза писателей, становятся безработными: разорился «фермер» Николай Колычев, прекратил су­ ществование поезд, где работал проводником Владимир Сорокажердев. Так бы к месту хотя бы самая нищенская ставка им, как литконсультантам.) Впрочем, и сам День славянской письменности, центром которого первые годы были Мурманск (1986), Вологда (1987), Новгород (1988) - разве мог в наше время явиться без инициативы писателей и без их участия? Конкретно в Мурман­ ске его проведение было, мне кажется, ответом на стрельбу по памятникам в Доли­ не Славы под Мурманском, буквально потрясшую страну: отступать было дальше некуда, коль стреляют по памяти, надо восстанавливать память. Надо расчищать фундамент, сваи, на которых более тысячи лет строилась и держалась наша дер­ жава, наша культура. Самая глубокая из этих свай - наша письменность. С нее и надо начинать... И храмы России, прежде всего «Храмы России, этим, расчисткой свай, и занимаются. Каждая тема - свая, и все вместе - фундамент, без которого не может быть ни «самостоянья человека», ни прочности державной. Дико слышать, когда про наших отцов и дедов говорят, про дедов и отцов нынешних студентов и школьников, что, мол, после революции только тем они и занимались, что рушили, а не строили... Можно ли придумать ложь более злона­ меренную?.. Увлеченные, наивные, святые люди в громадном большинстве своем, деды наши строили и самой жизни своей не жалели ради нас, ради светлого бу­ дущего. Но не ведали они, самоотверженные, что золотые бревнышки своей меч­ ты клали они в стороне от нашего тысячелетнего фундамента... И звонкое здание новой культуры, к примеру, должно было опрокинуться... Но это не дает мораль­ ного права изображать наших отцов разрушителями. Уважать, любить, почитать их за их святую самоотверженность, учиться у них увлеченности ради будущего

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz