Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.
1997-й - Год единения славян 261 о воссоединении нравственном. Это повторял вдумчиво и выстрадано, это подчер кивал Достоевский, подчеркнем это и мы: избави нас Бог от стремлений к общесла вянскому объединению политическому и государственному, ибо даже в лучшие вре мена лишь лживый намек на подобные устремления немедленно вызывает всплеск подозрительности, что всегда шло во вред единству духовному, нравственному, о ка ком и идет речь сегодня прежде всего. Это уж потом, как следствие, - всемерно вза имодействующая экономика, торговое, на человеческом уровне, взаимодействие, основанное на первых порах хотя бы на таком простейшем правиле: при прочих равных условиях - предпочтение партнеру славянскому... О политическом и даже государственном единстве речь может и должна идти лишь в том случае, в котором единство нарушено в последние годы, нарушено ис кусственно, а стремление к единству - взаимное. Во всех остальных случаях - из бави Бог. Мы ещё помним, как треснула, едва возникнув, Объединенная Арабская Республика, какие оставила после себя рубцы и трещины, до этого в арабском мире не существовавшие. Или пример поближе - сегодняшние саамские пробле мы. С какой готовностью все мурманское общество без исключения содейство вало саамским народам в их духовном и культурном сближении! С полнейшей благожелательностью включились в это встречное движение сами рядовые саамы, представители всех саамских народов, взошедших от единого корня, но разошед шихся очень давно, во времена почти доисторические и потому даже не понима ющих языка друг друга. Но как резко стало меняться отношение людей к этому движению, когда с чужой подачи вышли вдруг на первый план цели политические и геополитические, далекие от интересов самих саамов, когда были вдруг объяв лены все они единым народом с едиными политическими атрибутами. Недавний резкий отказ ловозерцев от навязываемой латиницы - весьма показателен. Что могли бы мы, мурманчане, сделать конкретного в рамках года единения - не показного, а настоящего единения, насущно необходимого? Во-первых, продолжить работу по подготовке и проведению очередного Дня славянской письменности и связанных с ним конкурсов, обращая при этом особое внимание на те конкурсные темы, которые прямо нацелены на 120-летие Победы. Во-вторых, переосмыслить - углубить и расширить значение дней Белорус сии в Мурманске, намеченных на 9 -14 февраля. Не ограничиваться торгово-про- мышленной выставкой. Провести чтения, уроки, вечера, посвященные общей российской и белорусской истории нашим общим корням, объяснению приду- манности, искусственности всего, что разделяет нас сегодня. Выпустить соответ ствующие литературные страницы в мурманских газетах и специальный номер минского молодежного журнала, готового к такого рода подвигу, - с материалами мурманских и белорусских авторов. Организовать общий концерт в лучшем зале Мурманска с участием наиболее ярких коллективов, например, минских «Песня- ров» и кировских «Славян», с краткими выступлениями литераторов-белорусов... И попытаться сделать то, что сделать, говорят доброжелатели, ныне невозможно: оформить белорусское шефство над одним из кораблей Северного флота - такое же, какое связывает некоторые корабли с различными областями России. Через полмесяца после закрытия дней Белоруссии, 3 марта, намечено от крыть выставку, посвященную 120-летию Победы, в музее Мончегорска. На этот же день, на 3 марта, намечены Славянские чтения, связанные в в ос новном с проведением конкурса «Храмы России» в Оленегорске, Мончегорске,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz