Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

260 Виталий Маслов Время дает свой, порою трагический, ответ на это извечный вопрос. Да, же­ лезом и кровью Германия спаяна так, что вряд ли ей грозит беда, именуемая се­ паратизмом. Но, где то многообразие народов, что было на территории Германии до «спайки»? Разве она едина в том понимании, какое имел в виду Тютчев? Нет же, не единая она стала, а одинаковая! Из множества культурных физиономий со­ хранилась одна - прусская. Вроде и не было прочих, ни единого отпечатка от них на нынешней полуискусственной германской культуре. А это значит, что для нас по-прежнему железо и кровь исключены, ибо этот путь - путь уничтожения. Остается путь крестный, путь любви, порою тоже не бескровный, но уже по иной причине - по причине внешнего неприятия пути нашего. Вглядясь в прошлое, спросим себя: выдержала ли любовь в своей объединяю­ щей ипостаси испытание на прочность? Да, хотя бы потому, что со времен Тютче­ ва ни одна из наших культур не исчезла, наоборот, обрело законченность не общее выраженье почти каждого национального лица. Что же до дня завтрашнего, то тут гадать бессмысленно, можно лишь тревожиться. Все зависит от того, что возьмет верх: железо с кровью или любовь. Сегодня опять - время выбора... Вот почему столь значимо было, что пра­ вый День славянской письменности вел нивх, что первое слово на этом празд­ нике, благословляющее слово, сказал писатель коми Геннадий Юшков, что сре­ ди тех, кто исподволь готовил этот праздник и активно участвовал в нём, была первая саамская писательница Октябрина Воронова. Вот наш ответ обвинителям! Да и этот ответ будет не полным, если не сказать, что вслед за Днем славянской письменности не где-нибудь, а опять же у нас, в Мурманске и Ловозере, преодолев яростное сопротивление недругов и идеологических недоумков, состоялся и ут­ вердился, как праздник ежегодный День саамского слова, слова Октябрины Воро­ новой. Вслед за ним тоже в Мурманск и Ловозеро пришёл День языка коми, языка Геннадия Юшкова - на несколько лет раньше, чем в Республике Коми. Потому-то именно в Мурманск едет за поддержкой Прокопий Явтысый, пытаясь утвердить у себя День слова ненецкого. К Мурманску же потянулись, наконец, и некоторые учителя финляндские, находя у нас то, чего нет пока у них. И лишь с теми нет - и не будет - у нас взаимопонимания, которые считают, что они «выше национального». Ибо чаще всего именно они, «наднациональные», и являются авторами и изготовителями тайных и явных обвинений и ярлыков, закоперщиками всякого рода межнациональных стычек, и что б мы ни делали, они все равно будут «приписывать». Так что, если мы хотим остановить духовное единство славянских народов и сохранить при этом российскую духовную неразрывность, мы должны по-преж- нему неукоснительно следовать глубочайше продуманному тютчевскому завету: «Только любовью!» У нас нет духовной основы для иного пути, уж такие мы есть. Да, в этом наша слабость, но и в этом же, уповаю, спасение наше общее. За все добро расплатимся добром, За всю любовь расплатимся любовью... Спор, противостояние «кровь - любовь», несмотря на наши видимые пораже­ ния последних лет, отнюдь не окончен. И все, что мы сумеем сделать в рамках Года единения, будет нашим словом в этом споре. Уместно и необходимо добавить, что когда речь идет о единстве славянском - ни в коем случае не имеется в виду политическое единство. Речь идет, прежде всего,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz